Сегодня вокзал — это место спешки, чемоданов и ожиданий. Но в XIX веке всё было иначе. Станция в Павловске, всего в 25 верстах от центра Петербурга, была вовсе не просто конечной остановкой Царскосельской железной дороги.
Это был настоящий центр музыкальной жизни столицы, куда приезжали слушать оркестр, а не просто садиться на поезд. Идея устроить музыкальный павильон именно при вокзале принадлежала Францу Герстнеру — тому самому, кто строил первую в России пассажирскую железную дорогу.
Он предложил соединить технологическое чудо века — поезд — с искусством, и получил в итоге уникальный культурный гибрид. Павловский вокзал стал не только транспортным узлом, но и концертным залом, куда публика стекалась к семи вечера, чтобы послушать музыку, а затем сесть на последний поезд обратно в Петербург.
Слово "вокзал", кстати, появилось не от слова "поезд", а от английского Vauxhall — увеселительного сада в Лондоне, где в XVIII веке гуляли под фейерверки, танцевали, слушали музыку.
Такие вокзалы стали модными по всей Европе, и в России это тоже прижилось — сначала в Нескучном саду в Москве, а потом и в Павловске. Там под открытым небом звучали симфонии, шли выступления балетных и оперных артистов, собиралась самая взыскательная публика.
На сцене Павловского вокзала играли Штраус, Глинка, Чайковский, дирижировали лучшие маэстро Европы. Репертуар включал не только танцевальную музыку, но и серьёзную классику.
Здесь же, в оркестре, играл на виолончели великий князь Константин Николаевич. Именно здесь в 1865 году впервые прозвучала музыка молодого Петра Ильича Чайковского.
Концерты были бесплатными, что превращало вокзал в демократическую филармонию под навесом. Поезд стал не просто средством передвижения, а ключом к искусству — публика ехала не «на дачу», а на симфонию.
Павловский вокзал стал символом лета, музыки, вкуса, светской жизни. И даже после революции, уже в составе Государственной филармонии, он продолжал работать — до самой войны. Здание не пережило оккупации.