Когда поезд прибывает на станцию "Нарвская", вы попадаете в величественный подземный зал, который больше похож на мемориал, чем на транспортный узел.
Массивные пилоны, барельефы с изображением людей разных профессий, строгий, торжественный свет — все здесь дышит историей.
Открытая в 1955 году, станция с самого начала была задумана как ворота в крупный промышленный и жилой район.
И ее название, в отличие от многих других, имеет настолько железную логику, что альтернативных версий, на первый взгляд, просто не существует.
Но, как всегда в Петербурге, если копнуть глубже, история оказывается многослойной.
Версия единственная и очевидная: Нарвские триумфальные ворота
Станция метро "Нарвская" названа в честь Нарвских триумфальных ворот, которые находятся прямо над ней.
Ее наземный павильон встроен в здание, примыкающее к площади Стачек, в центре которой и возвышается этот знаменитый памятник.
Связь прямая и нерушимая. Любой петербуржец знает: "Нарвская" — это там, где ворота.
Сами ворота — это памятник победе в Отечественной войне 1812 года.
Они были построены, чтобы торжественно встречать русские полки, возвращавшиеся из заграничного похода.
-
1814 год: по проекту Джакомо Кваренги были возведены первые, деревянные ворота.
-
1827–1834 гг.: деревянная конструкция обветшала, и по указу Николая I архитектор Василий Стасов возвел новые ворота из кирпича, обшив их медными листами. Они стоят и по сей день.
Но почему ворота, посвященные победе над Наполеоном, назвали Нарвскими?
Слой второй: дорога на Нарву
Ответ прост: ворота стояли на въезде в столицу со стороны Нарвской дороги (сегодня это проспект Стачек).
Это был главный сухопутный путь, который вел из Петербурга на запад — через Нарву, Ревель (Таллин) и Ригу в Европу.
То есть название ворот и, соответственно, станции метро привязано не к событию, а к географии.
Они названы по имени дороги, на которой стоят.
Это создает красивую историческую цепочку:
-
Город Нарва — ключевая крепость, за которую Петр I сражался со шведами в Северной войне, прорубая "окно в Европу".
-
Нарвская дорога — главный путь, соединяющий новую столицу с этим "окном".
-
Нарвские ворота — триумфальный въезд в город со стороны этой дороги.
-
Станция метро "Нарвская" — подземный памятник, названный в честь ворот.
Таким образом, в одном слове "Нарвская" скрыта вся стратегия и геополитика петровских времен, помноженная на славу русского оружия в войне с Наполеоном.
Слой третий, почти секретный: несостоявшаяся "Сталинская"
А вот здесь начинается самое интересное. Хотя у названия "Нарвская" никогда не было конкурентов, у самой станции был "призрак" другого имени.
Ее проектное название — "Сталинская".
Это было логично для той эпохи: район тогда назывался Сталинским, а проспект Стачек до 1952 года был частью проспекта Сталина.
Следы этого "призрака" до сих пор можно найти в оформлении станции. В торце центрального зала находится огромное мозаичное панно "Слава Труду!"
Изначально на нем была изображена грандиозная сцена с фигурой Иосифа Сталина в центре, выступающего перед ликующим народом.
Но после XX съезда КПСС и развенчания культа личности, держать такое изображение в метро стало идеологически невозможно.
В 1961 году панно было спешно "отредактировано": часть с фигурой вождя просто закрыли фальшстеной из уральского мрамора, которая стоит там и по сей день.
Так что "Нарвская" — это не только про победу 1812 года, но и про политические бури середины XX века.
Она могла бы называться "Сталинской", но история распорядилась иначе, оставив нам лишь эту загадочную мраморную "заплатку" как напоминание о былом.
Сегодня, в 2025 году, станция "Нарвская" — это живой урок истории.
Ее имя — это нить, которая связывает нас с эпохой Петра I, славой русских солдат, индустриализацией и даже политическими драмами прошлого века.
И это тот случай, когда у названия всего одна верная версия, но она стоит десятка легенд.