В бой идут одни старики

В бой идут одни старики

Реформа шествует по просторам России, впервые за десяток лет нарвавшись на массовое сопротивление народа. Петербург, населенный гигантским количеством льготников (2,5 миллиона), протестует едва ли не более других Чернобыльцы голодают.

Реформа шествует по просторам России, впервые за десяток лет нарвавшись на массовое сопротивление народа. Петербург, населенный гигантским количеством льготников (2,5 миллиона), протестует едва ли не более других

Чернобыльцы голодают. Милиционеры, высаживаемые из трамваев, только что не дерутся с контролерами. Старики идут на штурм турникетов в метро. Власти делают вид, что не паникуют. Тем временем в городе трех революций создается революционная ситуация. Горожане готовы бороться за одно из последних завоеваний социализма, которого их лишают не спросив.

Петербург переживает плоды монетизации льгот

Городские власти все-таки ожидали, что переход с бесплатного на платный проезд для льготников окажется тяжелым. Поэтому перед Новым годом Валентина Матвиенко подготовила распоряжение, согласно которому граждане льготных категорий во время праздников могут продолжать ездить бесплатно. Соответствующая договоренность была достигнута с руководителем транспортного комитета Александром Дацюком.

Однако на местах градоначальницу проигнорировали. Руководитель петербургской «подземки» Владимир Гарюгин издал свое распоряжение, текст которого можно сформулировать просто: все должны платить. Сотрудники метрополитена вынуждены были слушаться своего непосредственного начальства. Аналогичная ситуация сложилась в наземном транспорте. Контролеры и кондукторы в массовом порядке высаживали безбилетных льготников.

С обеспечением льготников лекарствами у Смольного тоже складывается как-то неудачно. Руководство комитета по здравоохранению заявляет, что и препаратов, и рецептурных бланков в городе хватает. На самом же деле врачам не на чем выписывать льготные рецепты, а в аптеках не хватает необходимых лекарств. А ведь комздрав потратил на закупку всего необходимого немалую сумму, о чем регулярно информировал городское руководство и СМИ. Власти обвиняют во всем самих же горожан, мол, лекарства выдавались всем, кому причитается, но льготники пытались получить бесплатно слишком много препаратов, создавая в аптеках ажиотаж.

Валентина Матвиенко тем временем заявляет, что у городской администрации с транспортными предприятиями достигнута еще одна договоренность. Теперь уже до конца января льготникам, еще не получившим пенсии и пособия, сохранят бесплатный проезд. Правда, неясно, как их будут отделять от уже получивших деньги. А главное, кто будет контролировать работу контролеров в транспорте, которые, как уже показали праздничные дни, не подчиняются приказам Валентины Матвиенко. Глава транспортного комитета Александр Дацюк обещает, что все кондукторы, нарушающие губернаторское распоряжение, будут наказаны — вплоть до увольнения. Господин Дацюк призывает запоминать маршрут, время, когда произошел инцидент, и личный код контролера, после чего звонить ему в комитет по телефону 388-53-32.

Власти под давлением народного гнева отреагировали только в начале этой недели. Губернатор заявила, что льготникам за их 230 рублей будут продаваться единые проездные билеты на все виды транспорта. Правда, тогда в дураках останутся те, кто уже приобрел проездной за полную стоимость.

Петербургским блокадникам обеспечат бесплатный проезд на всех видах городского общественного транспорта. Правда, ездить бесплатно блокадники будут только два дня в году: в День снятия блокады Ленинграда 27 января и в День Победы 9 мая.

Пешеходы без вкладыша

Правоохранителям разрешат бесплатный проезд. Но не всем

То, что «монетизация» аукнется социальным взрывом, а милиция (пусть хотя бы в душе) будет на стороне тех, кто выйдет с протестом на улицы, было ясно еще в декабре. Нельзя сказать, что в городском правительстве не видели, чем может обернуться намерение отнять у «ментов» возможность бесплатно кататься на транспорте. Видели, и даже предприняли кое-какие меры. Провели координационное совещание, где решили: обеспечить проезд «при исполнении» тем, от кого зависит безопасность, законность и правопорядок. Пригласили директоров транспортных предприятий и заключили с ними устно джентльменское соглашение: в январе «государевых» людей не трогать.

Только вот соблюдать этот неписаный договор спешили не все. Выяснилось, что многие кондукторы и контролеры слыхом не слыхивали ни о каких соглашениях. Служебные «ксивы» кондукторов не интересовали, нужны были живые деньги. В первые посленовогодние дни дело, говорят, доходило до рукопашной, слава богу — не до стрельбы. (Правда, в Смольный поступило только 6 письменных жалоб.) Молодых милиционеров с дубинками наготове корыстолюбивые транспортники старались не задевать, а прочим нередко приходилось продолжать свой путь с испорченным настроением и пешком. Среди таких пешеходов оказался, например, начальник следственной части Главного следственного управления при ГУВД.

Оставшиеся до конца месяца дни все питерские правоохранители будут ездить бесплатно. А в феврале им планируют выдать специальные вкладыши к служебным удостоверениям. Только вот достанутся они далеко не каждому. Ведь только в ГУВД города и области насчитывается чуть ли не 70 тысяч сотрудников! А ездить в общественном транспорте по служебным делам надо сотрудникам всех ведомств, от которых зависит безопасность города и горожан. Речь и о спасателях, и о структурах по борьбе с беспризорностью и наркотиками. Часть вкладышей выдадут военным, но только из комендатуры...

Сколько таких бумажек напечатают — городским комитетом по транспорту не разглашается. Выдавать сотрудникам вкладыши будут руководители соответствующих структур, в первую очередь проездные документы достанутся тем, кто находится на дежурстве. Этот порядок просуществует до тех пор, пока вопрос не будет решен законодательным путем.

Выйду на улицу...

Сначала сопротивление льготников имело достаточно неприглядный вид войны с кондукторами в общественном транспорте. Причем в самых худших традициях коммунальных кухонь. Но уже с середины недели борьба за наличие «безналичных» льгот начала обретать иной характер.

В среду вечером в городе стали появляться листовки с призывом к льготникам прийти в пятницу на уличную акцию протеста. Местом проведения митинга указывалась площадь перед оплотом исполнительной питерской власти — Смольным. А в четверг столь же активно стала распространяться эпистолярная агитация, призывающая пенсионеров и других льготников протестовать в субботу. Надо ли говорить, что все намечаемые мероприятия не были согласованы с властями в установленном законодательством порядке?

В пятницу в час дня у Смольного собралось более двухсот пенсионеров. Если свести все озвученные и написанные от руки на плакатах лозунги, то суть их достаточно проста и понятна: «Верните наши льготы!» В толпе можно было заметить лидеров практически всех крупных и мелких оппозиционных структур.

Однако своего пика протест льготников достиг в субботу. Самый многочисленный митинг (около полутора тысяч человек) собрался у Смольного. На Невском проспекте у Гостиного Двора и на Московском проспекте у парка Победы возмущенные льготники перекрыли проезжие части.

Быстрее всех адаптировались к ситуации коммунисты. Возглавив собравшихся у Смольного, они повели их «на воссоединение» с перекрывшими Невский проспект. По дороге манифестация прирастала сторонниками, так что в конечном итоге «объединенные» усилия протестующих вскоре составили почти пять тысяч человек. Этого с лихвой хватило, чтобы перекрыть перекресток Невского и Садовой и удерживать его почти четыре часа!

Необходимо отметить, что, несмотря на откровенную «незаконность» акций, сотрудники правоохранительных органов вели себя на удивление лояльно к протестующим. Со стороны могло показаться, что это не пенсионеры, а милиция перекрывает движение в центре города. А манифестанты лишь помогают ей! Правда, не обошлось без печального эксцесса. Во время перекрытия и шествия на Московском проспекте в результате наезда автомобиля погиб пенсионер. Как уверяли очевидцы, водитель иномарки не пожелал ждать, пока протестующие освободят проезжую часть.

Параллельно с описанными выше событиями в Смольном прошла встреча губернатора города Валентины Матвиенко с некими представителями протестующих. Там якобы и были достигнуты те договоренности, о которых чуть позже питерская глава поспешила сообщить петербургской общественности. Дескать, проблема проезда пенсионеров в городском транспорте в ближайшее время получит свое разрешение в виде «именных льготных проездных билетов». И это возымело действие: уже в воскресенье перекрывать Невский проспект вышло чуть более тысячи человек. А в понедельник на Невском проспекте и у Смольного собралось и того меньше: по триста человек. К тому же митингующих ожидало разочарование: милиция плотной стеной окружила места сбора пенсионеров, не позволив им ни шествие провести, ни Невский перекрыть. В понедельник же Валентина Матвиенко провела встречу с руководителями общественных организаций, принявших участие в акциях протеста. Вернувшиеся из Смольного общественные активисты доложили, что губернатор города признала справедливость большинства требований митингующих.

В оправдание...

Комментарий губернатора Петербурга Валентины Матвиенко

— Этот закон вызвал социальное напряжение из-за недостаточной информированности ветеранов и пенсионеров и из-за того, что ряд вопросов не был решен так, как того хотели ветераны... Мы проанализировали последствия вступления в силу федерального закона, его положительные и отрицательные моменты. На совещании были урегулированы практически все вопросы относительно лекарственного обеспечения. В городе достаточно лекарств для льготных категорий в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом. Те, кто имеет право на льготные лекарства, могут спокойно обращаться в свои поликлиники и получать лекарства в необходимом объеме. У нас нет проблем с инсулином (ранее это всегда было острой проблемой) и другими жизненно необходимыми лекарствами.

Мы окончательно урегулировали все вопросы по санаторно-курортному обеспечению. Раньше не более пяти тысяч граждан имели возможность воспользоваться этой льготой. В этом году их будет в десять раз больше — 52 тысячи. Проезд к месту отдыха будет бесплатным.

Третья проблема — транспортная... Уже несколько дней назад мы приняли решение о том, что мы сохраняем и федеральные, и региональные выплаты всем пенсионерам. Минимальные выплаты из городского бюджета — 230 рублей. Всем петербуржцам, имеющим право на льготы, будет предоставлено право выбора. Человек на эти деньги может купить льготную проездную карточку на все виды городского транспорта, не платя ни копейки из своего кошелька. Тем самым сохраняется монетизированный, но бесплатный проезд на транспорте. Те пенсионеры, которые не пользуются транспортом, смогут расходовать эти деньги на другие цели...

Мы настаиваем на том, чтобы эту недостающую часть федеральным льготникам компенсировал федеральный бюджет. Для региональных льготников компенсировать будет региональный бюджет. Главное, чтобы у наших пенсионеров, ветеранов, льготников других категорий ни на йоту не ухудшилось материальное положение. Это основная задача, которую поставил президент России.

Откуда «дровишки»?

Кто организовывал выступления льготников

Монетизация льгот согнала с насиженных скамеек и кресел обычно тяжелых на подъем и далеких от политики пенсионеров. Успели «отсветиться» на митингах протеста и лидеры подавляющего большинства оппозиционных партий и общественных движений. А вот истинные организаторы массового протеста льготников на улицах Питера так и остались «в тени».

Вот, например, один интересный штрих. Из бесед с собравшимися на митингах пенсионерами получалась достаточно красочная картина. Кто-то из обиженных льготников действительно пришел по призыву многочисленных листовок. Кого-то «вызвали» по линии советов ветеранов. Некоторые уверяли, что слышали объявление об акции по радио «Свобода». Но были и совсем оригинальные случаи. Так, сразу несколько пенсионеров заверили нас, что их пригласили на митинг звонком по телефону. Причем, что интересно, абсолютно незнакомые люди! Дескать, все недовольные собираются там-то и во столько-то. Все. Короткие гудки.

Конечно, можно наивно согласиться с версией стихийных выступлений пенсионеров. Но, как говорится, хороший экспромт — это подготовленный экспромт.

Все прошедшие на прошлой и отчасти на этой неделе уличные мероприятия, конечно, лежат в сфере деятельности политических партий. Но все дело в том, что накануне перечисленных несанкционированных митингов практически все оппозиционные штабы, как говорят, пытались выяснить друг у друга, «чьих это рук дело». И все как один открещивались. Но ведь для организации столь ощутимого протеста в максимально сжатые сроки нужны определенные ресурсы. И финансовые, и административные. Кто же мог стоять за «революцией пенсионеров»?

Версия первая. Как это ни парадоксально звучит, теневым организатором мог выступить сам Смольный! Тогда и административный ресурс объясним, и лояльность правоохранительных органов, и наличие серьезного финансирования. И ничего безумного в данной версии нет. Ведь не секрет, что льготные выплаты легли тяжелым бременем именно на региональные власти. И как, скажите, дать понять федеральному центру, что финансировать собственные идеи он должен в несколько больших объемах? А тут «стихийно» выходят на улицу пенсионеры, и вот уже господин Зурабов покидает сытую Москву ради переговоров с питерским губернатором. Кстати, по мнению большинства наблюдателей, именно министру здравоохранения и социального развития РФ Михаилу Зурабову и принадлежит авторство пресловутой монетизации льгот.

Версия вторая. Ресурс был включен на федеральном уровне. Цель: отставка ответственных за монетизацию членов российского правительства. А возможно, и всего кабинета министров. В эту версию стройно укладывается то обстоятельство, что стихийность и одновременность выступлений льготников носила общероссийский характер. Кстати, эта версия органично включает в себя предыдущую, только переадресовывает авторство на иной, более высокий уровень.

Ну, и последняя версия — «третья сила». Некий участник политического процесса, обладающий серьезными финансовыми возможностями, ведет свою игру, направленную на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране. Недавние примеры цветных и цветковых революций в бывших республиках Советского Союза дают наглядный пример такой деятельности. Но есть небольшая неувязка: подобные сценарии обычно разыгрываются с привязкой к общенациональным выборам. Хотя, возможно, идет простая игра на опережение. В любом случае, согласитесь, есть над чем подумать. И власть предержащим, очевидно, в первую очередь!

Чернобыльцы в шоу «голод»

В Сестрорецке голодает десяток ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС

Акция началась еще 2 декабря, но на время ее прекратили. Голодовка петербургских чернобыльцев возобновилась 12 января. Голодающие — девять петербуржцев и один житель Пятигорска — призывают власти индексировать компенсации за причинение вреда здоровью в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Чернобыльцы утверждают, что индексация не производилась с 1997 года. Они говорят, что любые их обращения в судебные органы обречены на волокиту.

Голодают чернобыльцы в пригороде Петербурга — Сестрорецке. Они вдесятером располагаются в обычной двухкомнатной квартире. Лежат на матрасах. Говорят, что неудобств практически не замечают, потому что привыкли. В начале декабря на этих же матрасах инвалиды провели ровно неделю. Тогда ликвидаторы чернобыльской аварии требовали проиндексировать компенсационные выплаты. Отголодали неделю. Голодовку прервали только после того, как с ними связался уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, который сообщил участникам акции, что их вопросы будут решаться на пленуме Верховного суда 18 января 2005 года. Теперь уверены, что поспешили.

Александр Данилов, 53-летний инвалид II группы, ликвидатор чернобыльской аварии, рассказывает: «Они решили принять проект, который нас не удовлетворяет. Разница в суммах — практически на порядок». К тому же пленум Верховного суда, запланированный на 18 января, по словам активистов, срывается. На заседание не приглашен ни один из участников голодовки. Чернобыльцы полагают, что индексация в 2005 году выплат по возмещению вреда на 38 процентов — недостаточна. Этого очень мало, потому что стоимость квартплаты выросла за последние годы в три с половиной раза. К тому же ликвидаторов в этом году приравняли к инвалидам общих заболеваний, лишив прав на бесплатное протезирование зубов, льготное обеспечение лекарствами, на ежегодное диспансерное обследование и санаторно-курортное лечение.

Считать чернобыльцы научились хорошо. «Это мы раньше государству доверяли, — говорит Александр Данилов, — но последний закон о монетизации льгот все расставил по своим местам. Все будет очень плохо, хорошего ждать не стоит». Инвалиды Чернобыля расценивают политику правительства в отношении себя как «геноцид», о чем недвусмысленно сообщает лозунг, висящий на стене квартиры. Еще один участник голодовки Сергей Кулиш рассказывает: «У нас нет денег даже на лекарства, а узкий список бесплатных медикаментов, к сожалению, не решает наших проблем. Большинства моих друзей, с которыми мы оказались в Чернобыле, уже нет в живых. Государство создает нам жизненные условия, в которых выжить невозможно».

Глава комитета по труду и социальной защите питерской администрации Александр Ржаненков заявил, что «каждый имеет право выражать свою точку зрения, но голодовку поддерживать нельзя, так как есть цивилизованные методы решения проблемы». С ним солидарны в питерском отделении Союза «Чернобыль», там голодовку не поддерживают. Предпочитают бороться иными методами — готовят всероссийскую акцию протеста. Рассчитывают через месяц вывести на улицы тысячи чернобыльцев.

А вот десять голодающих в Сестрорецке могут элементарно не дожить до этой самой многотысячной акции протеста. Поэтому и ждать не хотят. В прошлый раз в начале декабря одного из участников голодовки «скорая» увезла на пятый день голодовки. Подождать осталось недолго...

Подробности читайте в номере...

Георгий АРЕФЬЕВ, Александр МАКАРЕНКО, Денис МОЛОТКОВ и Дмитрий СВЕТИН
Газета Московский Комсомолец в Питере №3/3 за 19-01-2005