10 лет Законодательному собранию: юность или зрелость?

10 лет Законодательному собранию: юность или зрелость?

Мрачные узенькие коридоры и торжественные парадные залы Мариинского дворца - «Дворца у Синего моста» - вот уже 10 лет живут политической жизнью депутатов Законодательного собрания Петербурга.

Мрачные узенькие коридоры и торжественные парадные залы Мариинского дворца - «Дворца у Синего моста» - вот уже 10 лет живут политической жизнью депутатов Законодательного собрания Петербурга. 14 декабря 2004 года преемник Петроградского, Ленинградского, Санкт-Петербургского Совета народных депутатов - ЗакС отмечает свой первый 10-летний юбилей. За прошедшие годы в борьбе и в согласии народных избранников рождались и умирали сотни законов. Не раз депутатам приходилось выбирать: дальнейшая политическая жизнь или принципиальная позиция. Сегодня в ЗакСе встретятся бывшие оппоненты и нынешние соратники. И, может, те, кто когда-то пенял своим коллегам за неправильное «нажатие кнопки», пожмут друг другу руки, как старые добрые друзья.

Цифры и факты

История городского парламента началась в 1994 году, когда был избран первый его созыв. Многие из депутатов, вошедших в него, уже имели практику работы в Верховном, городском и районных советах. Тогда работа депутата была хаотичной, а сами народные избранники работали на освобожденной основе - без отрыва от своей производственной и служебной деятельности. Под руководством председателя Юрия Кравцова за четыре года было принято и подписано губернатором 224 закона. А в конце созыва был принят Устав Петербурга. Отстаивание права Петербурга на собственную Конституцию стоило Юрию Кравцову его дальнейшей политической карьеры. Многие, в числе которых был губернатор Владимир Яковлев, тогда считали Устав неправильным и ненужным. И должны были пройти годы, для того, чтобы этим документом стали гордиться, и считать его достоянием Петербурга.

Второй созыв городского парламента, который принес Петербургу 293 закона и сформированную судебную власть, больше известен как созыв «без председателя». Почти каждое заседание депутатов начиналось с нового «председателя» - депутата, который первым приходил в зал и сразу занимал это почетное место спикера. В течение двух лет городские парламентарии боролись за кресло председателя парламента, пока не избрали главным нынешнего вице-губернатора Сергея Тарасова. Тогда же была реорганизована система формирования Совета федерации России, и главы регионов со спикерами парламента перестали представлять интересы регионов в Москве. Это стало началом карьерного роста Сергея Миронова, заместителя Сергея Тарасова, который был выдвинут городским парламентом на представительство в Совете федерации. Миронову удалось возглавить этот федеральный орган и стать третьим по значимости человеком в стране.

Третий созыв городского парламента был избран в 2002-м году и действует в настоящее время. Городской парламент нынешнего созыва уже принял 199 законов. А начинался он в 2003-м году с борьбы за третий срок Владимира Яковлева, бойкотирования заседаний группой депутатов во главе с Юрием Рыдником и избранием председателем парламента Вадима Тюльпанова. Юрий Рыдник, впервые избиравшийся депутатом, покинул Мариинский дворец спустя всего несколько месяцев - впервые за историю ЗакСа парламентарий был лишен мандата по решению суда. Затем в отставку ушел и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Снят со своего поста был и председатель Городской избирательной комиссии Александр Гарусов, который до этого на протяжении почти 10 лет был куратором всех избирательных процессов в Петербурге. После прихода в Смольный губернатора Валентины Матвиенко, сменилась и команда фигурантов политических процессов, и лидеров в городском парламенте. Который в следующий созыв будет избираться уже по системе партийных списков. Пока лишь говорится о конструктивном взаимодействии исполнительной и законодательной ветвей власти, которого не удавалось достигнуть все предыдущие годы. Например, впервые, с трибуны городского парламента было озвучено послание губернатора, хотя законодательно оно было утверждено вот уже несколько лет. Дружбу Смольного и ЗакСа нельзя назвать случайностью, особенно учитывая то, что через три года именно городской парламент должен будет утверждать главу исполнительной власти.

Давать оценку, все ли, что было сделано ЗакСом, - хорошо, по мнению самих парламентариев, пока рано. Одни считают, что за 10 лет удалось выстроить прочную законотворческую систему, другие – что за 10 лет парламент деградировал относительно тех жизненных принципов и подходов, основываясь на которые он и создавался.

Красное платье и закон о котах

Жизнь законодательного собрания проходит не только в муках законотворчества и кулуарных интриг. Увлечение депутатов своей работой порождало немало курьезных, смешных и не очень историй. О некоторых из них корреспонденту «Фонтанки» рассказали сами народные избранники.

Эта история произошла во время работы первого созыва городского парламента, в 1996-м году. Шло обсуждение вопроса, связанного с объединением даты голосования за губернатора города с выборами президента России. Для регистрации необходимо было 34 человека, а часть демократов, в том числе и депутат Наталья Евдокимова, протестовали. Тогда председательствующий Сергей Миронов сосчитал присутствующих «по головам», проведя таким образом регистрацию. В результате решение об объединении выборов, было принято. Скандал разразился неимоверный, Наталью Евдокимову довели до слез, а ее коллега Сергей Никешин предложил подарить ей за жесткое отстаивание своей позиции материю для «красного знамени». Сквозь слезы Наталья Евдокимова попыталась съязвить, что если уж дарить алую материю, то шелковую. На следующий день, когда в городском парламенте проходило заседание комиссии по культуре, в зал, где проходило заседание, вошел депутат Сергей Никешин и положил прямо на стол рулон алого шелка. Ярости Евдокимовой не было предела. Придя к себе в кабинет, она едва было не схватилась за ножницы, чтобы раскромсать материю. Но в последний момент передумала, отнесла шелк в ателье и заказала себе костюм, в котором и явилась на ближайшее заседание парламента...

Другая история также связана с Натальей Евдокимовой, которая в первом созыве была единственной женщиной–депутатом. Во время заседания координационной группы по бюджету один из депутатов позволил себе грубость по отношению в Евдокимовой. В результате депутат ушла с заседания и разослала каждому из своих коллег письма с заявлением об отказе принимать участие в каких-либо совещаниях, в том числе и в заседании парламента. Джентельмены, которые работали в собрании, не позволили ситуации развиваться в таком направлении и приняли на заседании ЗакСа постановление об извинении перед Евдокимовой и исключении депутата – грубияна из состава координационной группы по бюджету...

Депутат первого и второго созывов Леонид Романков с воодушевлением вспоминает деятельность группы по разработке Устава Петербурга. Депутаты тогда пришли к выводу: чтобы качественно сделать эту работу, нужно самоизолироваться, в том числе от телефонов и прочих проявлений внешней жизни. Тогда в течение месяца, каждые выходные депутаты с ночевкой уезжали в одну из резиденций Каменного острова. Там, изолированные от внешнего мира, депутаты и создавали конституцию Северной столицы.

Спикеру ЗакСа третьего созыва вспомнилась история с депутатом Снятковым, который не мог решиться на вступление в одну из двух фракций. Парламентарий написал два заявления и оба отдал председательствующему тогда Константину Серову. Но одно заявление о вступлении Сняткова во фракцию было заверено у нотариуса... В его пользу Серовым и было принято решение.

А об этой истории предпочитают вспоминать лишь изредка. Она произошла в октябре 1999-го года, когда решался вопрос, связанный с голосованием по выборам губернатора Петербурга. Депутату Михаилу Амосову в какой-то момент показалось, что система голосования неисправна, и он проследовал за трибуну, для того, чтобы отключить из розетки систему голосования. Следом за ним направился депутат Сергей Никешин, а так же Анатолий Кривенченко. К тому моменту, как подошел последний, Амосов с Никешиным уже стояли на коленях перед розеткой, ведя борьбу за наличие в ней штепселя. Кривенченко попытался оттащить Никешина, но не тут-то было: Никешин оттолкнул Кривенченко так, что тот отлетел в сторону батареи, упав на колени. Никешин на этом не успокоился и ударил депутата ботинком... между ног. Повреждения депутата Кривенченко тогда отказались фиксировать в медчасти Законодательного собрания, так как врачам не довелось проводить обследование частей тела депутата до инцидента.

Были у депутатов и нонсенсы законотворческого плана. Например, в пику Виктору Евтухову, который вносил на рассмотрение депутатов законопроект о содержании собак, который в результате был принят в трех чтениях, весной 2002 года Сергей Hикешин внес на рассмотрение коллег законопроект «О содержании котов или кошек в Санкт-Петербурге». В документе были даны определения кошек и котов, в нем регламентировались правила «владения и использования» котов и кошек. В пояснительной записке было указано, что «проект закона подготовлен с целью устранения несправедливого отношения к котам и кошкам - таким же полноправным домашним животным, как и собаки». Так же пояснялось, что законом «О содержании собак» игнорируется такая важная проблема, как содержание и защита «прав на достойное существование» котов и кошек. Никешин был столь убедителен в своей авантюре, что документ был принят в первом чтении, а депутат пообещал разработать законы о содержании птичек, рыбок, змей, крокодилов и других экзотических животных.

А вот о привидениях в Мариинском дворце никто никогда не слышал. Немногочисленные слуха касались духа нынешнего адвоката, а ранее депутата городского парламента Юрия Новолодского. Якобы дух Новолодского витает в кабинете вице-спикера ЗакСа, который сегодня занимает Юрий Гладков. А вот настоящие приведения либо прячутся в закоулках парламента, либо их действительно нет. Депутат Олег Нилов выдвинул версию о том, что атмосфера работы в Мариинском дворце настолько напряженная от баталий и от кулуарных интриг, что привидениям «просто тяжело выживать» в таких условиях. Поэтому «они боятся там заводится, и даже если они были когда-то, то все давно умерли», - считает Нилов. А оздоровить атмосферу во дворце, по мнению депутата, смогли бы женщины, которых должно быть больше в парламенте, потому как мужчины–депутаты только разрушают все, не зная потом, что делать. А женщины стараются создавать новое.

Александра Медведева,
Фонтанка.ру