Михаил Фрадков воспитывает министров

Михаил Фрадков воспитывает министров

Михаил Фрадков занимает должность премьер-министра России уже год. Поначалу казалось, что ранее никому особо не известный чиновник будет выполнять лишь роль технического служащего при Владимире Путине.

Михаил Фрадков занимает должность премьер-министра России уже год. Поначалу казалось, что ранее никому особо не известный чиновник будет выполнять лишь роль технического служащего при Владимире Путине. Однако последние месяцы позиция Михаила Фрадкова по ключевым моментам развития нашей страны становится определяющей.

Нефтяной потоп должен закончиться

Всерьез заговорить о том, что Михаил Фрадков «перерос» большинство подчиненных ему министров, заставили события конца февраля этого года. Известные министры-либералы Герман Греф и Алексей Кудрин тогда во второй раз попытались утвердить на заседании кабинета министров созданный ими план социально-экономического развития России вплоть до 2008 года. И во второй же раз их идеи были посланы на доработку. При этом глава правительства оказался главным оппонентом своих министров. Его полушутейное поручение Грефу попытаться «разработать программу действий хотя бы на четыре месяца» на самом деле стало серьезным предупреждением так называемому либеральному крылу правительства. По мнению некоторых экспертов, недолжное выполнение данного поручения может иметь далеко идущие последствия, вплоть до громких отставок сначала Грефа, а затем и Кудрина.

Смысл пикировки премьера и двух его главных министров, естественно, не сводится к простому поиску схемы дальнейшего развития России. Противоречия гораздо серьезнее - они в принципиальных подходах и ориентирах в формировании экономического курса страны. Пока что Россия развивается во многом по тому пути, который придумала именно «либеральная» команда, самыми яркими представителями которой (да еще и в ранге ключевых министров) и являются Греф и Кудрин. Их основной принцип можно сформулировать примерно так: «Рынок всегда прав». Официально же данная политика была озвучена следующим образом: «Обеспечение государством некоторых основных условий». То есть власть слегка определяет некие правила игры, а дальше дело за предпринимателями, которые в процессе поиска и работы и приведут остальное население страны ко всеобщему процветанию.

Наверное, здравое зерно в такой логике присутствует. Действительно ничего живучее рынка пока мировая экономика не знает. При этом «либеральные» министры уже давно научились громко рапортовать президенту об успехах, достигнутых в результате такой политики. Хотя даже неспециалисту очевидно, что все эти «успехи» - рост средней заработной платы и пенсий, увеличение товарооборота, снижение темпов инфляции и пр. - суть есть лишь перераспределение доходов от запредельно выгодной для России общемировой цены на нефть. Никакого реального экономического роста, выраженного хотя бы в росте промышленного производства, пока что в стране не наблюдается.

Премьер - значит первый

Одним из первых, кто стал пытаться противодействовать данному подходу к развитию России, стал нынешний премьер-министр Михаил Фрадков. Его назначение на данный пост многим казалось явлением временным. Мол, главной задачей Путина перед прошлогодними президентскими выборами было снятие «семейного» Касьянова и назначение на его место малоизвестного человека - тогда население бы поняло, что отныне будущий президент отойдет от закулисной борьбы с остатками ельцинской команды и всеми действиями правительства будет руководить фактически он сам. Между тем выяснилось, что выбор Путина был не случаен и Михаил Фрадков стал не просто проводником президентских идей, а еще и их генератором. При этом он не постеснялся вступить в открытое противоборство, казалось бы, с непотопляемыми Германом Грефом и Алексеем Кудриным.

Маленький, но важный пример. Уж сколько копий сломано и бумаги перемарано о том, что действующая ставка НДС попросту тормозит развитие отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Между тем господа Греф с Кудриным стараются вообще о данной проблеме не задумываться. Главное, чтобы по трубе бежала нефть - государству хватит.

Иной позиции придерживается Михаил Фрадков. По-научному его подход к управлению государством называется «программно-целевым методом регулирования экономики». То есть государство должно сформулировать и закрепить законодательно свои собственные действия по отношению к базисным сферам экономики, которые могут обеспечить устойчивый экономический рост вне зависимости от конъюнктуры на нефть. Соответственно будет достигнута и цель, сформулированная Владимиром Путиным, - достойная жизнь граждан России в собственном государстве.

Естественно, что далеко идущие цели нежизнеспособны без плана конкретных действий, предполагаемых сроков их выполнения и конкретных ответственных за исполнение всех мероприятий. Чтобы не получилось так, как с пресловутым законом N 122 о монетизации льгот. Правительство клянет региональных руководителей, те, в свою очередь, - федеральный центр. А на самом деле правы и те, и другие. Вернее, каждый не прав, но в своей части. Но «крайнего» не найти никогда. Даже Михаил Зурабов живет себе спокойно на министерском стуле и имеет смелость утверждать, что в перегибах невиновен.

За рынок нужно отвечать

Обязательность личной ответственности чиновников (в том числе и чиновников правительства) за исполнение правительственных законопроектов - еще одно из серьезных нововведений, предлагаемых Фрадковым. На бумаге таковая ответственность, конечно, существовала еще со времен царя Гороха. На практике дело в лучшем случае (для персоналий, а не для жителей) заканчивалось переводом государственного мужа с одного высокого поста на другой. За примерами и ходить далеко не нужно: взгляните на карьеры господ Починка и Зурабова. Полностью заваленные ими реформы (социальная, пенсионная) тем не менее не помешали им сохранить свои министерские кресла - как говорится, самоценность чиновника федерального уровня состоит в том, что он может и готов руководить чем угодно.

Михаил Зурабов уже доруководился до того, что своими монетизационными реформами вывел пенсионеров на протестные митинги практически по всей стране. Хорошо еще, что дело не дошло до погромов; местные власти с трудом, но умудрились разрулить ситуацию. Можно, конечно, говорить о том, что данный результат не был просчитан всем кабинетом министров, а не лично г-ном Зурабовым. Но, как и в любой управленческой структуре, в правительстве России все же должен быть некий конкретный человек, который обязан вникать во все детали предполагаемых реформ, предусматривать негативные последствия, в конце концов, разъяснять, почему «сразу» будет хуже, а «потом» хорошо. Пока же господа министры делают все возможное для того, чтобы уйти от личной ответственности и спокойно кочевать из одного министерства в другое.

Остается надеяться, что Михаил Фрадков готов ввести иные правила игры в высшей лиге российских чиновников и покончить с безликой коллегиальностью федерального правительства. Откровенно провальная монетизация по Зурабову и «нефтяной» план развития Грефа - Кудрина - лишь поводы для того, чтобы сломать эту систему.

Виктор Слохов,
Фонтанка.ру

Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник», N9 (138), 7 марта 2005 г.