Виталий Мутко: "Сборная России должна быть на порядок выше клубов"

Виталий Мутко: "Сборная России должна быть на порядок выше клубов"

Отставка главного тренера сборной России Георгия Ярцева была неизбежной: если бы он не ушел сам, его заставили бы это сделать в самом ближайшем будущем.

Отставка главного тренера сборной России Георгия Ярцева была неизбежной: если бы он не ушел сам, его заставили бы это сделать в самом ближайшем будущем. Георгий Александрович предпочел уйти с некоторым достоинством, не дожидаясь предельного усиления публичной обструкции. Хотя и под большим давлением общественного мнения. О написании им соответствующего заявления стало известно в понедельник - спустя двое суток после избрания Виталия МУТКО новым президентом Российского футбольного союза.

В среду в своем новом качестве Виталий Леонтьевич впервые предстал на своей «второй родине» - в Петербурге. Особенных откровений от него не ждали - все-таки пресса изрядно «потрясла» его в последние дни, выведав, кажется, всю подноготную его программы и его взглядов на футбол. Но одно важнейшее событие с момента окончания выборов в российском футболе все-таки произошло - та самая отставка Ярцева.

О необходимости его замены на главном тренерском посту России Виталий Мутко сказал сразу после выборов. Но вслед за ответом на традиционный для нас вопрос «Кто виноват?» следует ответить и на другой: кто придет ему на смену? Кандидатуру Властимила Петржелы в обществе обсудили и отбросили: хорош, но «Зенит» не оставит. В отличие от него, Юрию Семину рискнули предложить совместительство сборной с его «Локомотивом». Как у нас обычно формулируют, «до конца сезона». Только что-то не припомнить, кто с такой формулировкой в итоге сделал однозначный выбор в пользу сборной. Ярцев, кстати, был у нас единственным за последние семь лет действительно освобожденным тренером. Особой пользы это, как видим, не принесло. Так может быть, нам не стоит с таким предубеждением относиться к совмещению постов?

Семин - вопрос решенный?

Кандидатура Юрия Семина уже везде озвучена, мы встречались с ним, и у нас есть определенные договоренности, но я все же не стал бы торопить события: Юрий Павлович - только один из кандидатов. У нас есть еще фамилии иностранных специалистов, с которыми идут интенсивные переговоры. И, может быть, мне придется в ближайшее время вылететь на встречу с одним из них. С одной стороны, сборная - это не площадка для экспериментов. С другой стороны, у нас есть одна особенность: мы находимся на экваторе отборочного турнира. Мы должны абстрагироваться от национальности тренера и рассматривать только его квалификацию. Нам нужно быть уверенными, что ниже определенного уровня он не опустится. Я не могу согласиться с теми, кто утверждает, что уровень нашего футбола и уровень игры наших парней сегодня низок. Считаю, что нужна серьезная организация работы, знание предмета, за который ты берешься, и авторитет. Тогда будет и результат.

Да если бы Семину в ноябре-декабре сделали предложение, он сейчас уже был бы тренером сборной. У него есть и опыт, и амбиции, а у специалиста на этом посту должны быть здоровые амбиции. Но у нас есть еще четыре кандидата, есть небольшой люфт времени, и нам не надо сейчас загонять себя в угол.

Сборная должна быть на порядок выше клубов во всем, включая медицину. За один-два отборочных цикла нужно забыть о том, что мы можем не попасть в финальный турнир чемпионата мира или Европы. А потом - забыть, что можем не выйти из группы. Мы должны научиться прежде всего сами себя уважать.

Но в заботах о сборной команде мы не должны забывать и о том, что футбол - это важнейший социальный фактор жизни многих российских регионов.

Патрон Абрамович

Всю систему сборных команд нужно перестраивать. Их единым спонсором должен быть Российский футбольный союз, а они сегодня все разобраны по отдельным спонсорам. Мне дали списки некоторых из этих команд, и в одной из них я обнаружил 11 игроков из одного частного клуба! Как будто никого больше в этом возрасте в России нет. Это делается с одной целью - «раскрутить» мальчиков, чтобы продать затем подороже. Такую практику мы пресечем, а тренеры этих команд будут искать себе другую работу.

Что касается международных проектов, то самый первый из них - это вернуть себе международный авторитет. Мы должны принимать достойное участие во всех форумах УЕФА и ФИФА, и чтобы голосовала на них Россия - я подчеркиваю! - а не человек, который от ее имени сам принял решение. И мы должны добиться, чтобы страну в международных комитетах представлял не один человек. А затем, возвращаясь сюда, эти люди должны привозить с собой весь опыт, все документы - мы должны знать, что там на самом деле происходит.

Существует целый проект попадания нашей олимпийской сборной в Пекин 2008 года. Его будет полностью патронировать Роман Абрамович. А Евро-2012 - нет такого проекта. Во-первых, пока идет борьба за Олимпиаду-2012 в Москве, нам надо немного помолчать и оказать всемерную помощь. А во-вторых, вы меня знаете: прежде чем приглашать чемпионат Европы, я лично объеду все предполагаемые адреса и добьюсь предварительных контрактов. Чтобы наше выдвижение не было продиктовано единственным желанием - покрасоваться. Ведь помимо стадионов для проведения игр потребуются и базы высочайшего уровня, и огромная инфраструктура.

А турнир памяти Гранаткина я бы вернул в Петербург и сделал понастоящему интересным юношеским турниром, который проходил бы под эгидой и в графике УЕФА, и эта организация отвечала бы за качество приглашаемых команд.

Новый «Кировский» - не вместо «Петровского»

В среду я разговаривал с Властимилом Петржелой по телефону, вечером собираюсь на матч с «Шинником», а утром хочу встретиться в Удельной с командой, с тренерским штабом, с ребятами, которые играют в сборной. Я также общался с губернатором Петербурга, нынешним руководством клуба «Зенит», представителями Союза промышленников и предпринимателей. Цель моего приезда не связана с тем, что я с Петржелой буду что-то оговаривать. С губернатором, помимо моего сенаторства, мы обсудили целый ряд совместных проектов между администрацией города и РФС, один из которых - проведение матча сборных России и Латвии в Петербурге 4 июня. Надеюсь, что 17 апреля будет наконец поставлена точка и в решении со строительством стадиона в городе.

Я предложил Валентине Матвиенко программу развития футбола в Санкт-Петербурге. То, что руководство горспорткомитета не считает футбол приоритетным видом спорта, - это, конечно, беда. Я собираюсь вмешаться в ситуацию уже в новом ранге. Но пока я здесь никакой мысли или идеи в развитии спорта не вижу - дальше открытых писем не идет.

Моя позиция такова: даже после постройки новой арены на месте стадиона Кирова на месте «Петровского» должен оставаться стадион. Но нам нужно развивать и легкую атлетику, поэтому нужно убирать оттуда искусственный газон и вновь делать его полноценным легкоатлетическим стадионом. А затем постепенно приводить в порядок стадионы в других районах города. В программе, о которой я говорил, приведение в порядок 59 футбольных полей и стадионов за пять лет. Если реализовать все это, футбол в Питере действительно станет спортом номер один.

Максим Березницкий