Почитаем Платонова

Почитаем Платонова

Вячеслав Платонов о том, нужны ли иностранцы российскому спорту Игра, в которой мяч перелетает через сетку, всегда считалась в России государственной.

Вячеслав Платонов о том, нужны ли иностранцы российскому спорту

Игра, в которой мяч перелетает через сетку, всегда считалась в России государственной. По количеству медалей, добытых во славу Отечества, волейбол уступал лишь хоккею. Простой и доступный спорт безраздельно господствовал в военных городках и по сей день любим всеми силовиками. Президенту клуба "Автомобилист", прославленному волейбольному тренеру Вячеславу Платонову быть государственником в вопросах спорта сам Бог велел.

За иностранца голосовал. Но в результат не верю

-- Пока футболисты обсуждают, звать ли на сборную тренера-иностранца, в российском волейболе он уже работает с начала 2005 года.

-- Поздновато вы спохватились. Сейчас все вскочили, что на мужскую сборную назначили югослава, а на женскую итальянца. А фактически нашу сборную уже два года тренировал иностранец. Да, говорящий по-русски, но иностранец по паспорту, гражданин Латвии Колчин. Причем когда сейчас назначали Гайича, хотя бы соблюли какую-то процедуру. Меня спросили, других тренеров. А Колчина никто толком не знал. Человек, закончив играть, дорабатывал в Италии на хлеб с маслом. И вдруг из шестой-седьмой команды второй итальянской группы, не элиты даже, попал в Белгород к Шипулину и автоматически сделался тренером сборной.

-- Не странно ли, что первым к услугам чужаков обратился спорт, федерацию которого возглавляет директор ФСБ Николай Патрушев?

-- Так ведь если свои все отказываются -- по крайней мере, нам так сказали, -- задумываться надо в первую очередь федерации. Кто будет работать? Я? У меня здоровья нет. Две Олимпиады руководил Шипулин, получили мы "бронзу" и "серебро". Шипулин -- отличный менеджер, организатор. Белгород ему за поднятый престиж города должен памятник поставить. Там поставили памятник принципиальному гаишнику, который при жизни не брал никогда взяток и однажды даже оштрафовал свою жену. А должны Шипулину поставить, сейчас, при жизни. Но в сборной с ним был нонсенс -- тренировки вел Колчин, а игру -- Шипулин. Откуда было взяться "золоту" на Олимпиаде в Афинах? А там мы должны были выигрывать. По подбору игроков сильнее России на сегодняшний день команды в мире нет, это мое однозначное мнение.

-- Верите, что Зоран Гайич научит русских чему-то такому, чего наши волейболисты не умеют?

-- Что в Пекине результат он даст, я не верю, хоть и голосовал за него. Ну, не сильнее Гайич наших ведущих тренеров! С другой стороны, раз берется человек -- пусть попробует. Если в сейчас в Евролиге, а в следующем году на чемпионате мира у него не получится, контракт ведь может и прерваться... Понимаете, Гайич пятый месяц работает в России и еще не подозревает, чем ему во главе сборной придется заниматься. Он в Белгороде знал одно -- прийти на тренировку и уйти с нее. Ну, еще поговорить с игроками. Другая проблема -- Гайич заряжен на работу по схеме 2 года + 2 года и не думает о будущем. Его спрашивают: "Как относишься к восстановлению института вторых сборных?" Была у нас раньше система, позволявшая не терять таланты в самом опасном возрасте, когда молодые или становятся игроками экстра-класса, или застывают на своем "природном" уровне. Серб отвечает: "Если вторая сборная поможет мне выиграть Олимпиаду-2008, она будет функционировать, если нет -- зачем мне она?" То есть "отдолблю", и дальше разбирайтесь сами со своим волейболом.

-- Русский тренер так бы не сказал?

-- У нас тренер сборной всегда был человек "на царевой службе", о будущем заботился. Даже когда в других странах работал. Кстати, это ошибка наших, русских тренеров. Приезжаем и начинаем думать о перспективе, о вечном. А надо так -- тебя взяли наемником, давай результат и ни о чем не беспокойся. До сих пор помню себя за границей. В клубе два брата-близнеца, один прилично играет, другой похуже. Говорю финнам: "Какая разница, автобус что 10 игроков отвезет, что 11, давайте оставим парня на перспективу. Он же свой, из этого города". А они: "Зачем? Пусть идет в другой клуб. Заиграет -- купим обратно. Зачем ему у нас на скамейке сидеть?"

Черкесова чекистскому делу учил мой пасующий

-- Как относитесь к тому, что государство сейчас само начинает вспоминать о своих интересах в спорте? Взять хотя бы замену Колоскова на Мутко.

-- К сути процесса -- положительно. Многое из того, о чем Виталий Мутко заговорил после избрания президентом РФС -- например, что профессиональные клубы и федерации должны строить отношения цивилизованно, на деньгах и договорах, -- я твержу уже давно. К тому, какой волной смывало Колоскова и Ярцева, отношусь отрицательно. Понимаю, что федерация в любом виде спорта должна отвечать за сборную и что Колосков всем надоел. Престиж страны, все прочее, партийная дисциплина, большие усилия министра спорта. Но ведь Ярцева в Кремле принимали за то, что попал на чемпионат Европы, когда все считали, что сборной конец! А сейчас только ленивый его не лягнул. Приняли решение непрофессионалы, и снимали непрофессионалы.

-- Глава вашей федерации -- тоже, если вдуматься, не вполне профессионал.

-- Да, Патрушев -- непрофессионал. Он знает волейбол, играл сам, но он -- не профессионал. Зато Патрушев и его статус помогают решать многие вопросы. Не знаю, кто заметил или нет, но при Патрушеве во главе ФСБ весь динамовский спорт приподнялся. Ну, смешно было бы, если б он, сам спортсмен и волейболист, не обратил внимания на этот вопрос. Это положительный момент. Но есть и отрицательные. Теперь у нашего первого вице-президента появилась привычка. Когда мы его начинаем критиковать, он говорит: "Ребята, я здесь ни при чем. Президент мне приказал". Пойди проверь. К Патрушеву и попасть не так-то просто, да никто ведь и спрашивать не пойдет.

-- Интересно, а если завтра с ФСБ снимут Патрушева и поставят, скажем, Черкесова, что будет делать Федерация волейбола?

-- Правильно рассуждаете. Но Черкесов -- тоже волейболист. И, кстати, учил его профессии чекистской знаете кто? Мой пасующий, с которым мы вместе школьниками играли в юношеской сборной Ленинграда 1955 года. Я много лет не знал, что он работает в КГБ, пока сам Черкесов меня не спросил: "Володю Егерева помните?" -- "Конечно, помню, хороший парень, пасовал мне отлично". -- "Он мой учитель".

Строим не базу, а волейбольную академию

-- Волейболу в Петербурге, судя по успехам последних лет, только и остается хвастать, что он дал России Николая Патрушева и наставника Виктора Черкесова...

-- Мне кажется, у Петербурга нет главного -- спортивной политики. Я понимаю, дел у Валентины Матвиенко, конечно, до черта. Одна только улица Шкапина чего стоит! Я прожил на этой улице семь лет, когда вернулся из эвакуации в 44-м. И когда говорят: вот, вы -- спорт, а у нас шахтеры, учителя, пенсионеры, я понимаю -- все правильно. Но даже в 45-м, сразу после войны, когда кругом еще была большая разруха, мы играли чемпионат города, играли чемпионат района, чемпионат школы. Мы были в спорте, мы были, как тогда говорили, охвачены. Спорт нужен всегда и всем. Сейчас появились богатые люди. И слава богу, я не против них. Но наступил момент, когда у этих богатых людей заболела голова. Одни стали отцами, другие дедами, их внуков и детей надо чем-то занять. И ничего лучше, чем спорт, сегодня не найти.

-- Почему Петербургу нужно развивать именно волейбол, а не теннис или сноуборд?

-- Любой вид спорта надо развивать, исходя из наличия базы, традиций и тренеров. Волейбол тренерские кадры в Питере каким-то чудом сохранил. Про традиции все и так все знают. Плюс у нас еще и недорогой вид спорта.

-- По вашей логике, остается только создать базу?

- Чем мы и занимаемся в последнее время на Вязовой улице, в том числе -- в ущерб турнирным результатам нашей команды. Я понимаю, что "Спартак" практически вылетел из Суперлиги. Но в то же время не заниматься стройкой я просто не мог. Многие вопросы требовали, чтобы их решал лично Вячеслав Платонов, как имя, как флаг. Мы хотели обойтись малой кровью. Но когда позвали строителей ремонтировать старое здание, они его приговорили. Дом ведь возводился самостроем, когда вообще запрещалось спортивное строительство. Светлая память Иванову Борису Николаевичу, председателю городского ДСО "Спартак", перед которым я преклоняюсь. Никто даже сейчас, в канун 70-летия общества, и не вспоминает, что тренеров Кондрашина, Гельчинского, Платонова именно он вытащил на команды, когда эти трое как тренеры были никто... И вот, когда мы поняли, что зал отремонтировать нельзя, стали искать, кто по нашей схеме готов нам работать -- забрать себе два из трех гектаров земли, а на оставшемся гектаре сделать клуб под ключ. К Новому году у нас появится клуб, какого у волейболистов нет, пожалуй, во всей Европе. 7000 квадратных метров, зал на 1500 зрителей, гостиница, реабилитационный центр, ресторан, конгресс-холл. И мы планируем, что там будут заниматься пацаны со всех окрестностей. Бесплатно. Мы стоим в удобном месте, рядом три станции метро, добраться при желании будет несложно.

На Ягра мы могли бы посмотреть и по телевизору

-- Вы много говорите о будущем. А ваши коллеги, президенты клубов в хоккее, в футболе и баскетболе, сегодня тратят на легионеров миллионы. И убеждены, что выводят на новый уровень наши клубы, а следовательно, и весь спорт.

-- Не уверен. Да, ЦСКА в баскетболе -- суперклуб. Но посмотрите его матчи в Европе -- сколько российских игроков в стартовой пятерке? А зачем было во время локаута НХЛ платить здесь, в России, сумасшедшие деньги заокеанским хоккеистам? Чтобы поддержать штаны богатым? Или помочь им поддержать форму в нашем чемпионате? Ну, посмотрели мы на Ягра -- так мы бы и по телевизору на него посмотрели. Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, просто делюсь своими мыслями...

-- Может, клубы увеличили доходы от продажи билетов?

-- Сомневаюсь. Посещаемость, наверное, чуть-чуть увеличилась. Но в том же Магнитогорске в зал на 4,5 тысячи и прежде на хоккей было не попасть. Что в сухом остатке? Спонсорские деньги, привлеченные "под Ягра", на Ягра и ушли. А если б спонсор за 15 млн "ягровских" долларов построил каток, набрал бы пацанов, дал им хорошую амуницию, помогал бы им дальше, подписав с каждым долгосрочный контракт, так еще, может, эти деньги и окупил бы. По крайней мере, помог бы себе и своим близким избежать проблем с теми, в кого сегодня могут превратиться оставшиеся без спорта мальчишки. А так он деньги просто выкинул на ветер. Ну, не на ветер -- потратил ради своего удовольствия.

-- По-вашему, легионеры, в светлое будущее нас не приведут.

-- Представьте себе, что Москва получит Олимпиаду 2012 года. Не сомневаюсь, что с сильным мэром Лужковым и при помощи государства организационно все пройдет на высоком уровне. Идея у них оригинальная -- построить все олимпийские объекты вдоль Москвы-реки, возить по реке участников соревнований. То есть жизнь города не остановится, как на Олимпиаде-80, когда выселили практически всех и личный транспорт поставили на прикол. Но команды по видам спорта, они с чем придут к 2012 году? С натурализованными в баскетбольном ЦСКА американцами? И такие победы, если они будут, будут победами российского спорта? Устроят они страну? Не думаю. Мы еще не стали такими интернационалистами, или космополитами -- не побоюсь этого слова, -- что нам безразлично, кто играет. Какой-то патриотизм все-таки есть, и у этого чувства должен быть выход. А ведь в спорте мы практически проели советский запас и подрастеряли тренерские кадры. Почему и пришли к иностранцу тренеру в волейболе, который всегда считался нашей "коронкой".

Фетисов и Тягачев должны составить пару

-- Что же, на ваш взгляд, нужно делать, чтоб изменить ситуацию?

-- Вот мы сняли Колоскова. Хорошо. Давайте теперь зададимся вопросом, кто выбирал президентом Национального олимпийского комитета Тягачева. В основном вице-губернаторы, которые отвечают в своих регионах за спорт. Опомнились только, когда услышали в Солт-Лейк-Сити все эти заявления, что нас засуживают, что допинг подстроен и что мы будем организовывать альтернативные Олимпийские игры. Поставили Фетисова в пику Тягачеву. И пришло в наш спорт любимое российское двоевластие. Федеральное агентство, по-старому Госкомспорт, то есть Фетисов, сам по себе, Тягачев и НОК сами по себе. На Тягачева федерации влиять как-то могут, поскольку являются коллективными членами НОК, на Фетисова -- нет. Кто милей Фетисову -- получает финансирование от Федерального агентства по спорту. Кто милей Тягачеву -- тот получает от НОК. Умные сосут двух маток.

-- Если б государственнику Платонову доверили подготовить для Владимира Путина схему управления российским спортом, чтоб вы предложили?

-- Президенты федераций и ведущих клубов выдвигают кандидатуры президента НОК. Собираются, обсуждают, выбирают -- заметьте, профессионалы, а не партийные функционеры. На четыре года, от игр до игр. А дальше он рекомендует на агентство своего человека. Это не значит, что потом правительство не сможет убрать министра, если тот не справляется с работой. Но получается тандем, близкий по духу и спорту, и современной российской политике. Если я -- главный тренер и приглашаю второго, он знает мои направления, мысли, мы с ним, естественно, в дружеских и рабочих отношениях. Сам глава НОК не может совмещать должности по олимпийскому уставу. И дальше четкое разделение. Ты займись детским спортом, массовкой, физкультурой, готовь нам резервы. А я буду искать деньги, думать, как обеспечить всем необходимым сборные команды, как их комплектовать, как руководить федерациями. И я не вижу в этом ничего невыполнимого. И пирамида наша сохранилась бы спортивная. Строительство баз -- совместное, владение -- совместное. Еще нужны отделения НОК на местах. У нас есть 7 федеральных округов? Давайте в каждом из них создадим представительства (пока при полпредах просто есть люди, в ведении которых находится спорт). Другого выхода я не вижу.

Борислав МИХАЙЛИЧЕНКО