Алексей Ягудин: Жить в автобусе мне пока нравится

Алексей Ягудин: Жить в автобусе мне пока нравится

В Санкт-Петербурге Алексей Ягудин не выступал четыре года. На вопрос, с какими чувствами он готовится выйти на лед родного города в шоу Артура Дмитриева, честно ответил: "Боюсь.

В Санкт-Петербурге Алексей Ягудин не выступал четыре года. На вопрос, с какими чувствами он готовится выйти на лед родного города в шоу Артура Дмитриева, честно ответил: "Боюсь. Очень. Не знаю, как примут. Не хочу ударить лицом в грязь. Это совершенно особые для меня зрители. И ответственность перед ними совершенно особая".

Разговор с олимпийским чемпионом Солт-Лейк-Сити состоялся сразу после того, как съехавшиеся в Питер фигуристы закончили первую репетицию на тренировочном катке "Юбилейного".

ЯГУДИН И STARS ON ICE

- Кроме того, что вы уже два года успешно выступаете в американском шоу Stars on Ice, о вашей нынешней жизни известно не так много. Не могли бы рассказать о ней подробнее?

- Мой контракт со Stars on Ice действует еще два года. Репетиции к очередному сезону начнутся в ноябре и займут весь месяц, а затем двумя выступлениями в Японии стартует сам тур, который большей частью пройдет в Америке и Канаде и завершится 5 мая.

В этом году, если не ошибаюсь, Stars on Ice отметит 20-летие своего существования. Я всегда мечтал попасть в этот коллектив. От всех прочих он отличается прежде всего тем, что выступать в течение одного вечера каждому участнику приходится несколько раз. Соответственно, есть возможность показать себя с самых разных сторон, сделать все, на что ты в данный момент способен. Есть сольные номера, групповые. Конечно же, это очень утомительно. Я, например, выхожу на лед в каждом спектакле шесть раз. Умножьте на 72 шоу - нагрузка немаленькая.

- Что представляет собой жизнь фигуриста в туре?

- После окончания очередного шоу есть время на то, чтобы принять душ и встретиться с кем-то из гостей, если возникает такая необходимость. После этого - в автобус. В нем нас кормят и везут к следующему месту выступления.

- Живете, получается, на колесах?

- Да. Но эти автобусы предельно комфортабельны. В каждом есть кухня с плитой и холодильником, спальные места, отсек для отдыха. Это как дом, нет лишь душа.

- И как выглядит в этом доме спальня?

- Как в поезде. В полный рост, конечно, не встанешь, но зато в каждом купе есть телевизор, наушники, занавесочки на окнах. Едет такой автобус настолько плавно, что движения почти не ощущается. В хвостовой части - общий зал с мягкими диванами, плоскими телевизионными мониторами. Многие фигуристы возят с собой игровые приставки. В общем, есть чем заняться.

- То есть маршрут гастролей спланирован таким образом, чтобы можно было добираться из города в город автобусом?

- Раньше у тура был свой самолет, но от него пришлось отказаться в связи с тем, что немного ухудшилось экономическое положение в стране в целом. Автобусов у нас три. Год назад, например, когда из русскоговорящих спортсменов в туре выступали Антон с Леной (Сихарулидзе и Бережная. - Е.В.), Катя Гордеева и Оксана Баюл, мы постоянно ездили впятером. Девочки нам иногда даже еду в дороге готовили. В другом автобусе ездили американцы - 10 человек. Им было так удобнее: своя компания, один язык. Летать тоже приходилось, но редко. За все время выступления в США, а это 60 шоу, пользовались самолетом 4 - 5 раз.

- Не утомительно так жить?

- Мне интересно. Я никогда не сплю в дороге - не вижу смысла. К месту очередного выступления мы обычно приезжаем в 3 - 4 часа утра. Там нам уже заказана гостиница. Багаж загружают, выгружают и приносят в номер специальные люди, так что брать с собой нужно лишь небольшую сумку с личными вещами. Засыпать в автобусе, потом просыпаться, перебираться в гостиницу и снова засыпать мне не нравится. Поэтому я сразу занимаю место в общем зале и смотрю фильмы. Поскольку на каток на следующий день мы отправляемся часа в три дня, времени выспаться бывает достаточно. Просто распорядок жизни получается сдвинутым.

- Репетиция перед спектаклем обязательна для всех?

- По желанию. Это тренировочное время каждый использует так, как считает нужным. Можно вообще не ходить на каток до выступления. Ну а вечером - шоу, душ и снова автобус.

- Для вас имеет значение, в каких городах выступать?

- Лучше - в небольших. Там другой зритель. Более благодарный, что ли. В крупных городах зрелищ гораздо больше, и Stars on Ice - лишь одно из них.

- Ирина Слуцкая рассказывала мне, как в Type Коллинза ее заставили перекрасить волосы в другой цвет. В Stars on Ice возможно подобное?

- Если я по собственной инициативе раскрашу голову, восторга, думаю, это ни у кого не вызовет. Но я же не буду этого делать. Stars on Ice отличается от многих других коллективов прежде всего тем, что там собраны профессионалы в полном смысле этого слова. Не знаю ни одного случая, чтобы к участнику тура применялись какие-то дисциплинарные санкции.

- В туре есть такое понятие, как светская жизнь?

- Поскольку мы, приезжая в какой-то город, занимаем всю арену, то никого другого, кроме фигуристов, там не бывает. Иногда случается приезжать за день-два до выступления. В Оттаве, например, был случай, когда выходных получилось аж два. Мы успели побывать на концерте одного очень популярного в Америке певца и на хоккейном матче. Иногда встречаемся с известными политическими деятелями, когда те приходят на шоу. Во Флориде пригласили на выступление Леонида Агутина и Анжелику Варум. У Агутина в тот вечер была запись в студии, а Варум пришла. Сидела в первом ряду. Такие встречи, правда, случаются нечасто.

ЯГУДИН И ЖУБЕР

- Падение интереса к фигурному катанию по сравнению с временами, когда в США регулярно проводились чемпионаты мира среди профессионалов, ощущается?

- Немного. Это заметно по заполняемости арен, по количеству соревнований в целом. Да и гонорары стали пониже. В целом, опять же. Но мне жаловаться грех. График настолько плотный, что выходных практически не бывает. Начиная с шоу в Питере, у меня нет ни одной недели, чтобы не нужно было кататься на публике. Единственная пауза - во время турнира "Гран-при" Skate America в Питтсбурге, куда я собираюсь поехать с Андреем Грязевым. Потом, как я уже сказал, месяц репетиций, во время которых тоже планируется сделать несколько шоу, ну и основной сезон гастролей.

- Ваша травмированная нога смирилась с таким режимом жизни?

- Пока терпит. Иногда бывает тяжело.

- Страха перед повторной операцией, которую, возможно, вам придется делать через год-два, не испытываете?

- Сейчас уже нет. По-настоящему было страшно, когда попал в больницу первый раз. Вот тогда действительно паниковал. Теперь отношусь к своему состоянию философски. Понадобится лечь на операцию - лягу. Сейчас, кстати, начал больше двигаться: помимо тренировок приходится много ездить, решать не связанные со спортом проблемы, встречаться с людьми... И сустав, как мне кажется, стал работать лучше.

- Слышала, летом вы замечательно поработали с Тарасовой в Симсбери.

- Главное, я замечательно отдохнул - первый раз в жизни. До этого большей частью приходилось лечиться. А минувшим летом, даже еще весной, в мае, сначала по приглашению друга поехал во Флориду - стал крестным отцом его ребенка, затем провел несколько недель на одном из Каймановых островов, потом отправился на побережье в Коннектикуте. Получилось почти два месяца. В начале июля у меня было несколько выступлений в Японии, оттуда прилетел к Тарасовой вместе с Брайаном Жубером и начали тренироваться.

- Как, кстати, обстоят дела с вашей книгой, которую должны были издать в Японии?

- Работа над нею полностью закончена. Вот-вот выйдет из печати.

- На каком языке?

- На японском. Это целая история. Я разговаривал с журналистом по-английски, потом текст перевели на русский, чтобы его на родном языке могли прочитать я и моя мама, правку снова перевели на английский, а затем все вместе - на японский. Непростой был процесс. Но слава богу, он закончен. Что касается работы, то мы с Брайаном занимались до 10 августа. Компания у Тарасовой собралась незаурядная: Жубер, Грязев, Джонни Вейр, Аракава, Себестьян... Уставали сильно, но было интересно. Находиться рядом с Тарасовой в том числе. Я ведь рано или поздно тоже стану тренером, и возможность учиться у Тарасовой просто неоценима.

- Слышала, Французская федерация фигурного катания не в восторге от того, что Жубер провел столько времени в Симсбери.

- Если бы Брайан хорошо выступил на недавних соревнованиях, то никому и в голову не пришло бы обсуждать, с кем и как он работал летом. Перед отъездом из Америки Жубер уже чисто прокатывал все части программы. Но после тех соревнований позвонил мне и сказал, что чувствовал себя совершенно не готовым к выступлению. Возможно, слегка набрал вес, оказавшись дома. Посмотрим, что будет дальше. Программы у него, на мой взгляд, очень хорошие. За этим он, собственно, и приезжал в США. Мы также много работали над техникой, скольжением. Однако я не могу, да и не хочу брать сейчас на себя полную ответственность за его выступления, потому что не могу пока уделять ему столько времени, сколько требуется фигуристу такого класса. А когда начнется тур, времени ни на что другое у меня не будет и вовсе. Посудите сами, кому нужен тренер, который по полгода в отъезде? Поэтому я сразу предупредил Брайана, что могу работать с ним лишь консультативно.

Позиция французской федерации мне понятна: кого может обрадовать то, что его спортсмен уезжает в другую страну. Я в этом убедился, когда сам уезжал из России.

- Ваше намерение в будущем стать тренером подразумевает, что жить и работать вы останетесь в США?

- Даже не знаю, как ответить.

- Ну а если совсем честно?

- Знаете, я задумываюсь об этом каждый раз, когда приезжаю в Россию. И, если честно, совершенно не представляю, как могла бы сложиться моя жизнь здесь. Работы-то нет. Да и самому кататься по большому счету негде. Разве что в туре по Сибири. Но это же не вариант. Я очень люблю Россию и, полагаю, сделал для своей страны не так мало. Как и она для меня. Однако пока еще есть силы, хочется не только работать, но и зарабатывать. Так получилось, что эту возможность мне дает Америка. Как будет потом, я пока не загадываю.

ЯГУДИН И БИЗНЕС

- Будете выступать до тех пор, пока не перестанут приглашать?

- Пока буду чувствовать, что могу делать то, что хочу.

- Я спросила потому, что уйти из профессионального спорта не так легко, как кажется. В свое время я разговаривала на эту тему с Екатериной Гордеевой, с Катариной Витт. Постоянные гастроли, гонорары затягивают настолько, что нередко человек останавливается лишь тогда, когда у него не остается ни работы, ни личной жизни...

- Девочкам действительно бывает сложно. Решиться родить ребенка значит потерять как минимум год. И нет никакой гарантии того, что снова найдешь работу. Мужчинам проще.

- А в принципе вы готовы к тому, что когда-то придется уйти?

- Знаю, что будет сложно. Особенно сделать первый шаг. Хотя в каком-то смысле я его уже сделал, серьезно занявшись бизнесом. Не хочу, чтобы моя дальнейшая жизнь зависела только от фигурного катания.

- Что это за бизнес?

- Недвижимость. У меня есть три дома в Ванкувере, в общей сложности - девять квартир. Я их сдаю и сам веду всю финансовую документацию. Раньше платил за эту работу специальному агентству, но когда появилось больше свободного времени, решил, что очень полезно самому знать, как организован процесс. Планирую в дальнейшем построить собственный дом и полностью содержать его на свои доходы.

Жить, занимаясь только тренерской работой, в Америке сложно. Всегда находишься в зависимости от количества учеников. А за них идет постоянная борьба. Не думаю, что американские тренеры счастливы оттого, что в США обосновалось столько русских специалистов. Поэтому я решил, что помимо спорта должна быть еще какая-то профессия. И очень доволен тем, что имею возможность тренировать других не за деньги, а для удовольствия.

- Проектом собственного дома тоже занимались сами?

- Пытался. Но вовремя понял, что мне это не по силам. Поэтому купил готовый проект и стал вносить в него изменения по собственному вкусу. Еще сдал экзамены на право управлять яхтами. Надоумил знакомый, вместе с которым мы иногда выходили в море. Сказал, что если я получу лицензию, то смогу брать судно и кататься, не отрывая его от дел.

- При такой известности и обеспеченности вы очень завидный жених. С точки зрения обзаведения семьей в этом есть не только плюсы, но и минусы...

- Мне лишь однажды в жизни пришлось столкнуться с ситуацией, когда я сразу же понял, что у девушки ко мне сугубо меркантильный интерес. К тому же для Америки стремление получше устроиться за чужой счет, как мне кажется, не очень характерно. Равно как и выпячивать свою состоятельность. Человек может быть фантастически богат и ездить при этом на какой-нибудь развалюхе, ходить в джинсах и ковбойке.

ЯГУДИН И ТАРАСОВА

- Вы сказали про развалюху, и я сразу вспомнила слова Тарасовой о том, что примерно на такой машине вы всегда катаете ее по Питеру, когда встречаетесь с ней здесь. Эти прогулки - традиция?

- Мы не так часто сюда попадаем, и мне самому интересно проехаться по улицам, посмотреть, что изменилось. А машина... В ней целый кусок жизни прошел. Пока мы тренировались в России, я на ней ездил к Татьяне Анатольевне из Питера в Москву, чтобы там без транспорта не оставаться. И в аварии попадали - разное случалось...

- Ваши отношения с тренером остались прежними или сейчас вы уже не ученик, а скорее коллега?

- Тарасова для меня прежде всего человек, который поддержит в любой ситуации. Хорошо понял это год назад, когда никак не мог смириться с тем, что спорт для меня закончен. Успокоился только сейчас, когда почувствовал, насколько интересно то, чем я занимаюсь, сколько тут простора для творчества. Например, недавно мы поставили номер, в котором я буду не только кататься, но и летать под куполом - как в цирке.

- Не страшно было репетировать?

- Нелегко. Ведь в работу включились совершенно непривычные мышцы. Да самому фантазировать приходится больше - Татьяна Анатольевна настолько поглощена любительским спортом, что пытается тренировать меня точно так же, как раньше. А в американских шоу это не всегда годится. Чтобы номер имел максимальный успех, он должен быть либо смешным, либо, извините, похабным. Классику там не понимают и не принимают. Американцы не получают такого образования, как в Европе, где всегда ценилось классическое искусство: опера, балет. Не говорю, что они хуже, они просто другие. Если речь идет о музыке на льду, то она должна быть такой, чтобы можно было хлопать. Или остается выходить и начинать раздеваться, чего я не собираюсь делать в принципе.

- Вам, наверное, будет приятно услышать; что Тарасова сказала: "Ягудин способен на самые непредсказуемые поступки, но рядом с ним я всегда чувствую себя защищенной".

- Так ведь сама она никогда о себе не заботится. Только об учениках. Все делает для них. О себе вспоминает в последнюю очередь. Когда мы только начали вместе работать, я ее побаивался. А потом мы стали одной командой. Очень рад, что Татьяна Анатольевна приехала в Питер. Это тоже причина, почему мне хочется выступить здесь особенно хорошо.

- В родном городе вас узнают?

- Очень редко.