«Мы отдаем Петербургу долги»

«Мы отдаем Петербургу долги»

Осень для дорожников – пора традиционного подведения итогов. Завершен сезон дорожно-строительных работ, и самое время строить теперь уже планы на будущее.

Осень для дорожников – пора традиционного подведения итогов. Завершен сезон дорожно-строительных работ, и самое время строить теперь уже планы на будущее. О том, что уже сделано, и что еще предстоит в дни пятого, юбилейного профессионального праздника – Дня дорожника – размышляет Владимир Дедюхин.

– Владимир Анатольевич, что можно сказать об итогах минувшего сезона?
– Мы полностью выполнили программу текущего ремонта городских улиц, а это 348 адресов или почти 4 млн кв. метров. Ведется сооружение крупных объектов капитального строительства – путепроводов на Дунайском проспекте и проспекте Косыгина, продолжается пробивка Витебского проспекта от Звездной улицы до Московского шоссе, строятся развязки на Российском проспекте и Софийской улице, реконструируется Малоохтинская набережная. По ряду названных объектов движение будет открыто уже в четвертом квартале этого года. В целом же можно сказать, что в 2004 году дорожная отрасль Петербурга перешла к осуществлению принципиально новых задач развития, так сказать, на новый этап. Стратегия совершенствования и модернизации дорожно-транспортного комплекса Петербурга и всей России, принятая на федеральном уровне, делает главную ставку на опережающее развитие магистральной инфраструктуры. Дорогам, мостам, а Петербург – город мостов, их у нас около 700, набережным, иным объектам, обеспечивающим транспортные связи между районами, отводилось и будет отводиться приоритетное значение. Важность этого направления напрямую связана с задачей повышения инвестиционной привлекательности города.

– Каковы стратегические задачи дорожного комплекса на ближайшие годы?
– В числе ключевых моментов можно выделить три. Это пуск к 2008 году кольцевой автодороги как главного структурообразующего элемента в формировании качественно новой системы магистральных дорог. В рамках строительства КАД планируется и осуществление целого ряда проектов в порядке подключения улично-дорожной сети города к Кольцевой. В их числе – строительство недостающих участков Центральной дуговой магистрали (Индустриальный и Российский проспекты) с созданием городского транспортного кольца. Реконструкция и строительство дорог и набережных непрерывного движения в обход исторического центра – это связь Аптекарской и Песочной набережных с выходом на Леонтьевский мыс.
Вообще, дуговая система или формирование широтных связей жизненно необходимы нашему городу, характерному радиальной планировкой. Собственно, все эти объекты фигурировали еще в предыдущем Генплане города, однако по ряду причин реализованы не были. Это необходимые городу сооружения, такие, как уже построенные Ушаковская и Автовская развязки, и многие другие. Так что сегодня дорожники, по сути дела, отдают долги городу. Продолжается работа проектировщиков над первоочередными задачами – реконструкцией Пискаревского путепровода и продолжением Пискаревского проспекта, продолжением Аптекарской набережной, реконструкцией моста Лейтенанта Шмидта и другими. Работы здесь начнутся в ближайшие годы. Завершение реконструкции дорожной сети позволит к 2008 году радикально решить проблему рационального перераспределения транспортных потоков по улицам города, а также создать эффективную систему управления дорожным движением.
Вторая важнейшая задача – повышение пропускной способности существующей улично-дорожной сети. Это осознанная необходимость: за последние 10 лет число автомобилей в городе выросло втрое, и, по прогнозам, в ближайшие пять лет может превысить 400 единиц на тысячу жителей. Поэтому все действия в этой сфере должны носить упреждающий характер. Основа здесь – программа, предусматривающая ремонт и реконструкцию участков улиц с расширением числа полос, создание уличных «карманов» и парковок, увеличение числа пешеходных переходов в разных уровнях. Всего в городе планируется построить около 30 переходов. Также в числе мер – улучшение освещенности дорог, установка ограждений на улицах в целях повышения безопасности пешеходов.
И, наконец, третья задача – поддержание в нормативном состоянии существующей сети автомобильных дорог. Поэтому объемы текущего и капитального ремонта постоянно растут. За счет повышения качества работ мы увеличиваем и межремонтные сроки: впервые в России гарантийные обязательства по выполненным работам в Петербурге достигли семи лет в сравнении с прежними тремя-четырьмя годами. Это стало возможным за счет применения новых материалов и технологий, использования качественно новой дорожной техники.
В числе улиц, отремонтированных в этом году – Кондратьевский, Большой Сампсониевский, Суворовский проспекты, проспект Луначарского, Большая Пороховская, Верейская и другие улицы. В рамках программы капитального ремонта приоритеты отдаются улицам с трамвайными путями, которые представляют определенную проблему как для дорожных служб, так и для транспортников, отвечающих за трамвайное движение и подвижной состав. Объект номер один здесь – проспект Энгельса, ремонт которого идет на участке от Выборгского шоссе и будет продолжен в качестве первого этапа до Светлановской площади. Также в числе «трамвайных» адресов – Средний проспект и Садовая улица. Каждый из объектов достаточно сложен, поэтому их значимость не позволяет закрывать движение на всем протяжении магистрали. Здесь мы выбираем поэтапный метод работ.
Продолжается капитальный ремонт мостов и набережных: в текущем году возобновлено движение по Певческому мосту, введена в эксплуатацию набережная Лейтенанта Шмидта от 12-й до 14-й линии, продолжается ремонт Петроградской набережной от Сампсониевского до Гренадерского мостов.

– Садово-парковое строительство – тоже одно из значимых направлений деятельности специалистов Комитета по благоустройству...
– Сфера садово-паркового хозяйства – неотъемлемая часть создания комфортной среды проживания горожан. В текущем году мы выполнили капремонт в сквере на Троицкой площади, у гостиницы «Россия» и Сампсониевском саду. Подарком к 300-летию Кронштадта стала реставрация Петровского парка. Продолжается строительство первой очереди парка 300-летия Петербурга и парка в пойме Муринского ручья.

– Говоря о комфортной среде проживания, нельзя не упомянуть о программе строительства пешеходных зон...
– Как раз на днях мы открыли новую пешеходную зону на улицах Большой Московской и Правды: это часть общегородской концепции развития пешеходных территорий. Концепция предусматривает создание четырех общегородских и ряда районных пешеходных маршрутов. Проектируемые общегородские территории носят условные названия «Музейный Петербург», «Петербург Достоевского», «Университетская» и «Петроградская».
Доказано: где комфорт – там инвестор. Создание пешеходных зон, помимо новой пространственно-функциональной организации территории, решает и другие социальные и практические задачи. В ходе работ производятся ремонт или переустройство подземных инженерных сетей, наружного освещения, вертикальная планировка, устройство новой дорожной конструкции. Подобный подход позволяет увеличить межремонтные сроки службы сетей и дорожных покрытий, учесть возможности новых подключений к коммуникациям, избежать аварийных вскрытий.
Важнейший положительный аспект пешеходных зон – их экономическая эффективность. Практика показывает, что их появление коренным образом меняет инвестиционную ситуацию в районе. При достаточно взвешенных бюджетных вложениях в такие объекты удается решить целый комплекс задач, преодолеть которые традиционными способами не представляется возможным. Наиболее очевидный результат – повышение привлекательности объектов недвижимости, появление востребованных форм коммерческой инфраструктуры.
Позитивный пример – практика Центрального района. Здесь комплексный подход к решению вопросов благоустройства предполагает строительство пешеходных зон с созданием относительно замкнутых внутриквартальных пространств, ориентированных на узкий круг собственников и пользователей жилья. Зональный принцип благоустройства был предложен Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству в 2002 году, и именно в Центральном районе удалось добиться его максимально эффективного воплощения.
В районе с 1997 года ведется статистика положительной динамики в этих процессах. Так, по завершении благоустройства Манежной площади, Малой Садовой улицы и площади Искусств рыночная стоимость офисной и жилой площади выросла в два-три раза. К настоящему времени в районе благоустроено 87 дворов, создано восемь пешеходных зон, на 22 процента сократилось количество коммунальных квартир, расселено 1050 семей. Процесс сокращения коммунальных квартир с созданием пешеходной зоны на Большой Московской пошел особенно активно. Число коммуналок только с начала текущего года сократилось здесь с 299 до 284.


Не так давно губернатор Валентина Матвиенко высоко оценила деятельность предприятий дорожного комплекса Петербурга. «Я вижу, что работа здесь налажена и идет эффективно», – в частности заметила губернатор. Тем не менее, очевидно, что дальнейшее совершенствование отрасли невозможно без решения организационных проблем управления и создания системы устойчивого финансирования. Сейчас разработан комплекс мер, предусматривающий наделение Комитета по благоустройству функциями регионального органа дорожного управления, осуществляющего координацию и контроль за всеми видами хозяйственной деятельности на улицах города. Общее управление будет сохранено в одних руках и находиться под контролем городского правительства. Один из первых шагов в этом направлении – передача в ведение КБДХ уборки и содержания 4 млн кв. метров тротуаров. Подготовлены предложения по постепенному переводу отдельных отраслей дорожного хозяйства на рыночные механизмы. Принципиально новые шаги предусмотрены в сфере привлечения в дорожное хозяйство инвестиций частных компаний. Существующая международная практика выработала конкретные механизмы, при которых вложения в дорожные проекты становятся выгодными и рентабельными.

Зоя Шпанько