Китайская прививка

Китайская прививка

Сегодня, 8 июня, в нашем городе открылся российско-китайский инвестиционный форум. Он стал логическим развитием международного сотрудничества, старт которому дал инвестиционный проект «Балтийская жемчужина».

Сегодня, 8 июня, в нашем городе открылся российско-китайский инвестиционный форум. Он стал логическим развитием международного сотрудничества, старт которому дал инвестиционный проект «Балтийская жемчужина». В прошлом номере «МК» в Питере» мы подробно рассказали о самом проекте, о связанных с ним дивидендах для города и обо всех перипетиях его появления на свет. Однако истинная цена непростого вопроса с появлением в Петербурге «китайского квартала», очевидно, измеряется не только суммой грядущих инвестиций...

(Начало в № 22 от 01 июня 2005 года)

Если звезды зажигают...

Конечно, об очень серьезной поддержке «Балтийской жемчужины» можно было бы и не писать. Все перипетии стремительного продавливания небывалого, можно сказать, экспериментального для России в целом инвестиционного проекта говорят сами за себя. То, как правительство города решало возникающие проблемы, мы уже описывали. Но это еще не все.

Сразу после майских праздников вернувшиеся с длинных выходных питерские народные избранники внесли свой вклад в развитие российско-китайских отношений. Депутаты петербургского Законодательного собрания приняли «в целом» постановление «О проекте Декларации о дружественном сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Народным Правительством Шанхая Китайской Народной Республики». Причем для этого парламентариям пришлось провести внеочередное заседание, которое было открыто сразу после закрытия очередного. Такая вот согласующаяся с духом времени форма «два в одном», перенесенная на почву законотворчества. Постановление питерского ЗакСа рекомендует городскому правительству подписать вышеозначенную декларацию, согласно которой стороны собираются осуществлять сотрудничество на принципах равноправия, долгосрочного партнерства и взаимной выгоды. Конечно же, осуществление планируется путем прямого взаимодействия органов государственной власти, предприятий и организаций Санкт-Петербурга и Шанхая «в рамках своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ и Китайской Народной Республики».

Если взять во внимание масштабы влияния Смольного в питерском парламенте, а также долю участия контролируемой непосредственно Кремлем «партии власти», то картина складывается следующая. Валентина Матвиенко заручилась поддержкой народных избранников аккурат перед поездкой в Шанхай на экономический форум «Санкт-Петербург — Шанхай: развитие сотрудничества в сфере торговли и инвестиций». Безусловно, такие мероприятия не пирожки, потому не «пекутся» спешно. Так что, вероятно, имеет право на существование версия о том, что проект «Балтийская жемчужина» сначала получил одобрение на самом высоком уровне, а уж затем был «спущен» в Питер на реализацию. В таком случае слухи о том, что санкцию давал сам Владимир Путин, не выглядят такими уж неправдоподобными.

К тому же показателен уровень представительства в этом процессе с китайской стороны. Так, на упомянутом шанхайском экономическом форуме помимо декларации о дружбе и сотрудничестве руководителями Санкт-Петербурга и Шанхая был подписан договор об аренде земельного участка на инвестиционных условиях с ЗАО «Балтийская жемчужина», в котором определены условия реализации одноименного проекта.

Также Валентина Матвиенко встретилась с вице-премьером Государственного Совета КНР Цзен Пэйянем. Господин Пэйянь принял приглашение петербургского губернатора посетить открывшийся сегодня в Питере российско-китайский инвестиционный форум. Во время этого визита вице-премьер Государственного Совета КНР намерен принять участие в церемонии закладки «первого камня» комплекса «Балтийская жемчужина». Также Цзен Пэйянь отметил, что китайская сторона придает огромное значение этому проекту и считает его в определенном смысле «тестовым». Замечу: это заявление высокопоставленного чиновника китайской государственной машины.

Интересен и список пяти крупнейших шанхайских компаний, которым, согласно официальным данным, поручена реализация проекта «Балтийская жемчужина». Снова сразу же отмечу, что все они контролируются государством:

— Шанхайская индустриально-инвестиционная компания (инвестиции/строительство): в 2003 году занимала 3-е место в Китае по объемам строительства; одновременно ведет строительство в 16 городах Китая, строит до 4 миллионов квадратных метров в год;

— Шанхайская промышленно-инвестиционная компания (инвестиции/управление недвижимостью): создана при Комитете по экономике Шанхая;

— Шанхайская корпорация «Бай Лянь» (эксплуатация торгово-розничных сетей): годовой оборот в 2004 году составил более 800 миллиардов рублей; в сети универмаги, универсамы и супермаркеты;

— Международная корпорация «Цзинь Цзян» (оператор гостиничного бизнеса): всего в сети более 150 гостиниц — по этому показателю компания занимает 35-е место в мире, в 2005 году планирует выйти на 30-е место; в Шанхае компания обслуживает 25 процентов рынка туризма;

— Шанхайская корпорация «Гринланд» (комплексное озеленение территории): основной капитал к концу 2002 года — 470 миллионов юаней (56 миллионов долларов), сумма активов — 14 миллиардов юаней (1,7 миллиарда долларов).

Так что, учитывая все вышеизложенное, информация о том, что «добро» на участие в проекте «шанхайской группы» обсуждалось на съезде руководящей и направляющей Коммунистической партии Китая, очевидно, заслуживает внимания. В любом случае все это говорит о целенаправленной государственной политике китайского руководства, получившей воплощение в «Балтийской жемчужине». Но только ли экономический интерес движет нашими восточными соседями?

Где подстилать соломку?

Думаю, далеко не все петербуржцы задумывались над тем, что «Балтийская жемчужина», на самом деле, может быть для китайской стороны... нерентабельной. Значит, не сиюминутная выгода движет иноземными бизнесменами?

Специалисты утверждают, что Китай был заинтересован в сотрудничестве с Россией еще лет 20 назад. Да и на Питер в Поднебесной «положили глаз» еще в период СССР. Более того, процесс освоения нашего рынка был якобы даже подготовлен китайскими экономистами. Но помешал развал Советского Союза и наступивший повсеместно на постсоветском пространстве экономический хаос. Теперь, по мнению наших восточных друзей, очевидно, пришло время для возобновления работы над планами, прошедшими выдержку временем.

Большинство наблюдателей полагает, что «Балтийская жемчужина» призвана стать неким прорывом китайских бизнесменов в Россию. В дальнейшем сфера их деятельности, очевидно, будет только расширяться. Помимо строительства, гостиничного бизнеса и торговых сетей, китайские партнеры смогут заняться управлением недвижимостью, налаживанием собственного производства по выпуску телевизионной аппаратуры или же, скажем, пошиву одежды. Причем, как показывает опыт двадцатилетней отсрочки амбициозных планов, китайцы умеют ждать. Не зря же у этого народа существует мудрость: «Сто лет упорного труда приведут к десяти тысячам лет счастья».

Но, несмотря на вполне очевидные плюсы «Балтийской жемчужины», которые включают и значительное повышение инвестиционного рейтинга как Петербурга, так и России в целом, есть у «проекта века» целый ряд подводных камней.

Так, необходимо учитывать нюансы нашего родного законодательства. Согласно ему так называемая «незавершенка», будь то хоть несколько свай, или даже сарай на стройплощадке, является собственностью подрядчика. А это значит, что теоретически китайские компании при желании вполне смогут закрепиться на питерской территории. Дело в том, что закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает за собственником недвижимого имущества приоритетное право выкупа земельного участка, на котором, собственно, и расположена собственность.

Далее. Даже если принять за аксиому, что только один процент построенного отойдет инвесторам (что тоже пока только в разряде надежд), есть возможность маневра и тут. Согласно новому Жилищному кодексу РФ собственники жилья вправе создавать ТСЖ, которым также отходят «окученные» муниципальные земли. Таким образом, один процент китайских собственников, вероятно, сможет на вполне законных основаниях прихватить еще какую-то долю новомодного квартала. К тому же можно смело прогнозировать, что заезжие подданные Поднебесной постараются прикупить недвижимость именно в родном квартале, так что один процент уверенно поползет в гору. К тому же никто не гарантирует того, что инвестор не привезет еще и свою дешевую строительную рабочую силу.

А дальше неблагоприятная схема выглядит так. На «приватизированной» земле китайские собственники ставят... шлагбаум. А между тем, на побережье Финского залива появляются причалы, с которых в трюмы белоснежных (а может, и ржавых) судов отгружаются предназначенные для Европы товары. Последние, разумеется, производятся на китайских же фабриках, о которых мы предположили раньше. Скажете, мелководье не позволит? Но разве такая безделица останавливала нашего восточного соседа? Прокопают. Даже если копать придется лопатами!

Но и это еще не все. Во всем мире кварталы, густо населенные беднейшими выходцами из Поднебесной, живут по своим законам. Точнее, по их отсутствию. Полиция в такие этнические районы даже не суется. А стражи порядка, которые прикреплены непосредственно к таким кварталам, стараются не идти вразрез с местными реалиями. Беседы с питерскими милиционерами подтвердили, что их худшие ожидания лежат в этой же плоскости.

Кстати, недавно мне довелось наблюдать показательную сцену. В один из многочисленных питерских китайских ресторанчиков зашел молодой человек в футболке с коротким рукавом. На предплечье у него красовалась татуировка — дракон. Сам парень был совсем не восточной внешности, так что, скорее всего, это был «трофей», привезенный из турпоездки в одну из азиатских стран. Однако хозяева ресторанчика, заметив метку на руке посетителя, посчитали за лучшее не брать с него платы за обед. Довольный парень покинул заведение, так до конца и не поняв, какой же такой приз он выиграл. Нет, конечно же, никакой Триады в Питере нет! Но призрак ее уже существует...

Так может, отказаться от «проекта века», пока дело еще не зашло слишком далеко? Безусловно, этого делать нельзя: те грандиозные плюсы, которые Петербург в частности и Россия в целом получат от первого столь масштабного инвестиционного проекта, переоценить невозможно. Но, очевидно, уже сейчас необходимо озадачиться нейтрализацией тех минусов, которые объективно существуют в любом новом начинании. Так, исполнительная власть Санкт-Петербурга должна разработать и заложить в инвестиционные соглашения четкий механизм контроля за обязательным соблюдением всех условий договора. Если сами условия недостаточно жестки, необходимо срочно их скорректировать. Кроме того, надо продумать систему защиты от возможного нецелевого использования полученного в аренду под реализацию «Балтийской жемчужины» земельного участка. В свою очередь законодательная власть должна озаботиться появлением региональных законов, защищающих петербургских производителей товаров и услуг. Это нормальная мировая практика, и стесняться тут нечего.

Безусловно, традиционное «кто не рискует, тот не пьет шампанского» пока никто не отменял. Но коль скоро мы приобщаемся к передовым разработкам мирового рынка, необходимо и дела вести соответственно. А это значит, что все возможные риски должны быть просчитаны и нейтрализованы еще на стадии подготовки проектов. А не по российскому обычаю, после грянувшего грома.

Фото Светланы СУЩЕНЬ

Владимир Андропов
Газета Московский Комсомолец в Питере №23/43 за 08-06-2005