Танкер, дружественный природе

Танкер,
дружественный природе

Очередной, уже четвертый по счету, танкер грузоподъемностью 47.400 тонн передал заказчику (судовладельческой компании ОАО «Совкомфлот») старейший судостроительный завод России «Адмиралтейские верфи».

Очередной, уже четвертый по счету, танкер грузоподъемностью 47.400 тонн передал заказчику (судовладельческой компании ОАО «Совкомфлот») старейший судостроительный завод России «Адмиралтейские верфи». Главное отличие танкера «Торговый мост» от своих старших братьев в повышенной надежности, благодаря которой он получил от международного классификационного общества Lloyd,s Register символ класса EP (или «соответствующий высоким экологическим стандартам»). Традиционных семи футов под килем пожелала новому судну губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Завод «Адмиралтейские верфи» выглядит по-разному. Среди старых обшарпанных стен — новые, свежепокрашенные. Среди желтых судовых кранов семидесятых годов — два новых, блистающих синей краской. Рядом с заплеванной набережной — громадный красно-черный танкер «Торговый мост», украшенный воздушными шариками. Что делать — завод возрождается после развала 1990-х, но возрождается не очень быстро. Создавать всегда труднее, чем разрушать.

\

Торжественная церемония тоже изобилует контрастами. Несущаяся из громкоговорителя ретро-музыка с морской тематикой («Пароходы белоснежные плывут» и т. д.) сменяется песней Макаревича со словами «...в нужный момент надо пойти ко дну», после чего неожиданно звучит «День Победы». Строгие костюмы официальных лиц и демократичные джинсы журналистов чередуются с потертыми спецовками рабочих...

\

— Конечно, в последние годы жизнь наладилась, — рассказывает молодой парень в спецовке. — Заказы стабильные, и платят прилично. У нас в 19-м цехе, это цех крепежа мелких деталей, где-то тысяч 12 получается. В других цехах побольше.

\

— И зарплаты растут?

\

— Росли. А недавно, наоборот, упали. Потому что у нас был заказ от Китая, шесть подводных лодок для них делали, он сейчас закончился. Одна подлодка по деньгам — это, считайте, как два танкера. А кроме лодок и танкеров завод, по сути, ничего не делает. Всякие батискафы — это не очень серьезно...

\

Пока что, действительно, из крупных судов завод делает только неатомные подводные лодки и танкеры. Впрочем, руководство «Адмиралтейских верфей» стремится расширить ассортимент.

\

— Сейчас мы ведем переговоры с заказчиком ОАО «Совкомфлот» о строительстве газовозов на 35 тысяч кубов, — рассказывает и. о. директора завода Юрий Еремеев. — Что касается этой серии, то пятый танкер мы спустим на воду уже в октябре, а сдать его и последний, шестой, корабль должны в следующем году. К тому же «Совкомфлот» предлагает построить еще два таких танкера...

\

— Кто придумал название корабля?

\

— Название всех кораблей серии определяет заказчик. Это названия мостов Петербурга на букву Т — Троицкий, Тучков... Торговый мост — около Мариинки. Третий танкер серии, Tower Bridge, назван в честь знаменитого лондонского моста...

\

Главный инженер завода Денис Кузьмин о проекте газовозов говорит осторожно:

\

— Это очень интересное, сложное судно. Очень сложное. Будем думать.

\

— А как вообще развивается предприятие?

\

— Развивается. Вот, купили два крана в Германии, «Адмирал-50» и «Адмирал-100». А так постоянно вводятся новые линии, новые станки. Недавно внедрили полностью автоматизированную линию для окраски профиля — то есть для ее обслуживания нужен фактически только один человек у компьютера.

\

— Новое оборудование все импортное?

\

— Да нет, отечественные станки тоже покупаем. Сейчас и в России снова стали что-то производить...

\

...Между тем начинается церемония сдачи. В центре внимания — огромный танкер (длина 182,3 м, высота 17,5, а ширина 32,2, но ее с берега не видно). Трудно представить, что такая махина развивает скорость больше 15 узлов. На черном фоне — надписи TUG (толкать) — указания для буксиров. В этих местах корпус укреплен дополнительными стальными пластинами. На борту выстроилась команда — два десятка молодых людей в оранжевых и синих куртках и такого же цвета касках. С трибуны звучат торжественные речи участников сделки и почетных гостей. Правда, главный гость — Валентина Матвиенко, больше озабочена не новым судном, а тем, чтобы перевести, наконец, фирму «Совкомфлот» из Москвы в Петербург. Оно и понятно — крупнейшая судоходная компания России может принести в бюджет города сотни миллионов рублей.

\

— Мы выделили «Совкомфлоту» особняк в центре города, — говорит губернатор. — Его надо отремонтировать, и, надеюсь, где-то к будущему лету переезд состоится. (Правда, руководство самой компании оценивает сроки иначе — IV квартал следующего года).

\

Наконец наступает кульминация — крещение судна. Крестная мать Елена Павлова желает танкеру спокойного моря, попутного ветра и семи футов под килем, а затем дергает за веревку. Прикрепленная к веревке бутылка шампанского переворачивается и ударяется о борт. Ура!

\

Почетные гости направляются вверх, на осмотр судна, а команда, наоборот, вниз — общаться с девушками (или женами) и родителями. Объятия, поцелуи...

\

— Мы отчаливаем на днях, — рассказывает матрос Володя, уделивший мне пару минут от общения с родителями. — Идем в Латвию, в Вентспилс.

\

— И еще куда «Торговый мост» будет ходить?

\

— Не знаю. Первый год корабль обычно обкатывается, на постоянный рейс его никто не поставит.

\

— И как тебе корабль?

\

— Не могу сказать, я в ходовых испытаниях не участвовал. Посмотрим.

\

Ну что ж, остается пожелать Володе и танкеру семь футов под килем и — удачи. Даже несмотря на два корпуса и прочие меры безопасности — удача в море всегда пригодится.