Как Петербургу стать «российским Нью-Йорком»

Как Петербургу стать «российским Нью-Йорком»

Подобные амбициозные планы сегодня вынашивают многие промышленники и экономисты. Но только генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев сформулировал их настолько четко и наглядно.

Подобные амбициозные планы сегодня вынашивают многие промышленники и экономисты. Но только генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев сформулировал их настолько четко и наглядно. Впрочем, наш разговор был не только о будущем нашего города. В первую очередь Сергей Павлович рассказывал об итогах работы своего выставочного предприятия в уходящем 2005 году. Говорил о перспективах на ближайшее будущее (пока что не «нью-йоркское»).
Но уже сегодня выставочный комплекс «Ленэкспо» — это, если можно так выразиться, гостиная Петербурга. Или, если учитывать наши традиции, своеобразный «Эрмитаж среди торгово-промышленных выставок». Впрочем, обо всем по порядку.

— Сергей Павлович, многие читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» спрашивают, зачем сегодня, в эпоху развития Интернета, передачи информации на расстояние, нужны выставки?
— Начнем с того, что выставки — это локомотив, отражение и катализатор экономики. В первую очередь — экономики региона. Пояснять, думаю, не нужно: люди и фирмы приезжают сюда, заключают контракты. Не надо держать филиалы, городу это ничего не стоит. У нас работают постоянно 1000 человек. 1 млн посетителей и участников — это бизнес-туризм, который загружает туристические мощности «не в сезон». Но главное — это последствия выставки.

\

За этот год у нас было 6500 участников. Считается, что примерно 8% компаний, которые приняли участие в выставках, оседает здесь. КУГИ может подсчитать, сколько принесут в бюджет эти новые арендаторы и собственники. Их, по итогам этого года, теоретически получается около 520 — филиалов и представительств.

\

По численности населения наш город занимает 4-е место после Лондона, Москвы и Парижа. К сожалению, по объемам выставочной деятельности пока далеко отстаем и проигрываем Москве. Там, правда, очень большая конкуренция внутри: у них теперь пять крупных выставочных центров, которые постоянно борются за участников. Часто это дезориентирует посетителей. Мы считаем, что крупный выставочный центр должен быть один — как во Франкфурте, Нью-Йорке и большинстве других крупных городов. Только, пожалуй, в Париже два выставочных центра. Но Париж — это Париж...

\

— По дороге к вам я обратил внимание на новый большой и современный павильон. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— В 2005 году мы построили новый павильон — седьмой. И теперь у нас 41 тыс. кв. метров выставочных площадей. Так что по этому показателю мы догнали Хельсинки (кстати, в Хельсинки тоже только один выставочный центр). И у нас есть 65 тыс. кв. метров открытых площадок. То есть, с одной стороны, у нас есть куда развиваться. А с другой стороны — есть место для проведения праздников, есть место, где разместить открытые экспозиции.

\

У нас есть выставочные залы, конференц-залы. В седьмом павильоне — новый конгресс-холл на 1 тысячу мест. У нас есть хороший пресс-центр, есть комнаты для переговоров. В достаточном количестве рестораны и бары — начиная от закусочных и буфетов до нового ресторана высокого класса «Порто-Мальтезе».

\

Серьезная проблема с парковкой. Только сейчас сделали новую стоянку на 400 автомашин рядом с седьмым павильоном. Но этого мало — к нам одновременно (во время проведения выставок) приезжает по 1000 и более автомобилей. Но с одной стороны, «Ленэкспо» — порт, а с другой — подводная лодка, памятник. И у наших соседей свои взгляды на то, как можно использовать эту территорию. Но мы с ними не ссоримся, идут переговоры. Конечно, никто не собирается убирать памятник, но территорию вокруг него просто необходимо привести в порядок, как-то использовать.

\

У нас есть свой таможенный терминал (проводить выставки без этого просто нереально). В том же седьмом павильоне сделали новый сервис-центр. Там можно решить практически все вопросы: от организации туризма до строительства выставочных стендов. У нас есть своя турфирма. И строительная фирма, которая на стенде может построить любой стенд и даже хрустальный дворец, если, конечно, заранее предупредить о таком желании.

\

— А какие итоги уходящего года? Как развиваются выставки, может быть, какие-то, наоборот, — закрываются?
— В 2005 году у нас продано на 15% выставочных площадей больше по сравнению с 2004 годом. К нам приезжали участники из 51 страны (на 2 страны больше, чем в прошлом году). Но, к сожалению, пришлось закрыть несколько выставок, которые не развивались. В основном это выставки товаров народного потребления. Сегодня открылось множество крупных супермаркетов как продовольственных, так и прочих товаров. Собственно, туда можно ходить как на выставку — и это ближе к дому, чем Гавань. С одной стороны, это нас не очень радует. Но с другой стороны, растет количество выставок business-to-business (бизнес для бизнеса). И люди едут к нам в основном не за картошкой, банкой меда или ботинками и джинсами, а для того чтобы найти партнеров по бизнесу, поставщиков или сбыт для своей продукции.

\

К примеру, у нас была судостроительная выставка — крупнейшая в мире и самая представительная за последние 15 лет. Кстати, на 18% увеличились ее площади и на 15% — количество участников. Были представлены такие страны, как Корея, Греция, Турция, Сингапур, даже Монголия. И результаты впечатляют: заключено 14 контрактов на 40 млн долларов (причем это непосредственно на выставке — то, что заключают потом, после дополнительных переговоров, мы не учитываем). Только на петербургских судостроительных предприятиях запланировано строительство 10 судов и кораблей — это занятость на 18 тыс. рабочих мест. Сейчас бурно развивается субконтрактинг. И 800 предприятий нашего города работает исключительно на судостроение (причем не только на отечественное — поставки идут по всему миру).

\

— Может быть, имеет смысл остановиться на конкретных результатах конкретных выставок?..
— К примеру, «Агрорусь» — выставка тяжелая, проблемная. Но развивается она интенсивно: в этом году количество выставочных площадей выросло на 42% (по сравнению с 2004 годом). В рамках «Агроруси» заключены договоры на 390 млн рублей, причем 150 млн на поставку продуктов питания, а 240 млн — техники и оборудования. В этой выставке участвовало более 100 петербургских предприятий. А крестьяне и фермеры приехали из 40 регионов. Только меда было продано в этом году 248 тонн.

\

На «ИнтерстройЭкспо» (международном строительном форуме) рост выставочных площадей в этом году составил 9% и на 8% выросло количество участников. На выставке «Российский промышленник» площади увеличились на треть. И наши предприятия получили большой объем заказов в рамках субконтрактинга у своих финских коллег. Хорошо прошла в этом году выставка «Энергетика и электротехника». Тут есть любопытные итоги: количество иностранных участников увеличилось на 65% (российских — тоже неплохо, на 15%). Это свидетельствует о росте интереса к данной отрасли у иностранных инвесторов. Действительно, в последнее время пошли инвестиции, новые технологии, расширяются рынки.

\

Очень интенсивно развивается выставка «Музыка. Профессиональный свет и звук». Ее площади увеличились более чем вдвое. И впервые именно на нашей выставке появился Театр Интернет. Конечно, большое количество участников привлекло на нашу выставку участие в ней Мариинского театра и других ведущих театров нашего города. Очень хорошие перспективы у выставки «Планета детства». Это единственная подобная выставка на Северо-Западе, на которой представлены товары и услуги от рождения ребенка до его совершеннолетия. В 2006 году на этом форуме будут обсуждаться актуальные проблемы развития образовательных программ.

\

Выставка «Экология большого города» — очень тяжелая, но развивается она тоже хорошо, и мы будем продол-жать работу в этом направлении. Она, к сожалению, не включена в список выставок, поддерживаемых городом. В основном эта выставка проходит благодаря общественности, общественным организациям. В частности, мы хорошо сотрудничаем с международной организацией «Балтийский форум».

\

В последнее время мы стали уделять много внимания контрактам, которые заключаются на выставках и по их итогам, — собственно говоря, это основной результат нашей деятельности. У нас открывается так называемая Биржа контрактов. Работать она будет так: мы выходим заранее на бизнесменов, в которых заинтересован заказчик. И организуем в рамках предстоящей выставки все необходимые встречи. Кроме того, информация размещается на нашем сайте в сети «Интернет» — ее получают все заинтересованные потребители товара и услуги.

\

Кстати, о новых технологиях — у нас внедрена система электронных билетов. Так что мы можем автоматически контролировать, например, сколько выставку посетило специалистов, а сколько просто любопытствующих. Также внедрена система отзывов — в соответствии с ними мы корректируем программу будущих выставок.

\

— И, наверное, уже есть любопытная статистика?
— Да. В 2005 году 72% посетителей хотят найти на выставках новые идеи, технологии, новую продукцию. 16% — новые решения для своего бизнеса. При этом 82% посетителей считают, что такие выставки будут полезны и в последующие годы.

\

Однако нельзя забывать, что без поддержки властей промышленные выставки не могут быть успешными. Правда, грех жаловаться — в июле федеральное правительство приняло решение о приоритетных выставках. И приятно отметить, что в этот список вошло более половины наших выставок. Кроме того, было принято постановление о развитии выставочной деятельности в Санкт-Петербурге. Этот интерес не случаен: у нас на выставках часто бывают федеральные министры, руководители федеральных агентств, члены правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, губернаторы. Мы активно работаем с Торгово-промышленной палатой и другими профильными организациями.

\

Есть и проблемы. Так, в последнее время идут разговоры о переносе Военно-морского салона из Петербурга в Москву. Мы считаем, что это неправильно. Во-первых, проводить салон в нашем городе — это уже традиция, а кроме того, у нас, у единственных из всех выставочных комплексов, есть настоящее море и причальная стенка.

\

А вот международная специализированная выставка «Забота, помощь, милосердие». Ее поддерживает комитет по социальной политике Санкт-Петербурга и, конечно, наш губернатор Валентина Матвиенко. Социальная защита вообще ее тема. В выставке также примут участие различные общественные организации, ждем приезда Михаила Зурабова, министра здравоохранения и социального развития РФ. На выставочных стендах будет представлено то, что сделано и делается в этой области, а также то, что еще предстоит сделать.

\

— Какие будут наиболее интересные выставки в наступающем 2006 году?
— Наверное, все выставки интересны для специалистов. «Российский промышленник» — выставка новых технологий, оборудования, нанотехнологическая конференция по промышленной политике. Для широких масс петербуржцев, наверное, очень интересной будет выставка «Иппосфера» в мае. Это международный салон лошадей и пони, товаров по их содержанию, амуниции и экипировки. Так вот, в рамках этого салона прямо в новом седьмом павильоне мы проведем Всероссийские соревнования по конкуру. Они проводятся при содействии Федерации конного спорта. Фактически можно сказать, что у нас в Гавани появился новый действующий манеж. Новый павильон позволяет проводить подобные мероприятия — мы можем поставить трибуны для зрителей, площади и технические возможности этому соответствуют. Летом мы можем положить искусственный лед. А к Новому году (два раза в день, с 23 по 30 декабря этого года) в седьмом павильоне будут проводиться детские елки — и тоже будут конные шоу. Причем эти елки будут проходить безо всякой давки в гардеробе и зале — площади у нас большие, будет просторно и комфортно. В день мы можем принимать до тысячи детей.

\

Красочным зрелищем наверняка станет «Бот шоу Петербург» — международная специализированная выставка яхт, катеров и снаряжения для водных видов спорта. Наше «Бот шоу» включено теперь в международный календарь, в ней традиционно принимают участие финны, немцы и итальянцы. Собственно говоря, у нас единственное в России место, где катера можно поставить не на суше, а прямо на воде. У седьмого павильона мы сделали новую набережную, глубина у причальной стенки 4 метра.

\

— А какие перспективы развития у выставочного комплекса «Ленэкспо» на долгосрочную перспективу?
— Мы сейчас ведем переговоры с военными моряками о передаче нам территории вокруг Галерного ковша. Планируем построить так необходимый для нормального функционирования выставочной деятельности современный конгресс-центр с гостиницей и крытой многоэтажной автостоянкой. Работы предстоит много, мы сделали предварительный проект по развитию этой территории, ведем переговоры об этом с городской администрацией. На особую помощь города мы, собственно говоря, не рассчитываем. Только на то, что будет дано «добро» на развитие этой территории, которая в данное время находится (мягко говоря) в упадке. От Шкиперского канала до гостиницы «Прибалтийская» хотелось бы сделать на основе наших выставочных комплексов своеобразный петербургский «даунтаун» или «сити». Тем более что Западный скоростной диаметр, который уже вот-вот начнет строиться, предполагает съезд на Васильевский остров — и тем самым решается наша застарелая проблема мостов.

\

Вообще Санкт-Петербург не должен быть «второй столицей». Получается, хоть и «столица» — но «вторая». Тот же Нью-Йорк не позиционирует себя как «вторая столица» США — ему это не нужно. А центром промышленности, высоких технологий и финансов Петербург вполне может стать. Это, с моей точки зрения, вполне реально.