Маленькое счастье большого ЗСД

Маленькое счастье большого ЗСД

Первый в России и самый крупный в Европе концессионный конкурс на строительство ЗСД в скором времени будет объявлен. После долгих и мучительных боев за это право Петербург одержал победу.

Первый в России и самый крупный в Европе концессионный конкурс на строительство ЗСД в скором времени будет объявлен. После долгих и мучительных боев за это право Петербург одержал победу. Последняя битва состоялась на этой неделе. Но если во вторник петербургский вице-губернатор Юрий Молчанов возвращался из Москвы, еще не зная, что сказать по этому поводу, то в четверг счастливее человека в городском правительстве не было. Ведь в ближайшие 30 лет всерьез останется решать только один вопрос: в стопках водки или в кружках пива измерять стоимость проезда по скоростной трассе?

Самый счастливый чиновник Петербурга

Чем уникальна дорога, километр которой обойдется в 60 миллионов долларов, автомобилисты узнают к 2010-ому году, когда завершится ее строительство. В Смольном же об этом знали давно, и последние полгода подробно рассказывали федеральному правительству. Доказывая необходимость проведения конкурса как можно скорее, как выразился вчера на пресс-конференции министр экономического развития Герман Греф, городу пришлось приложить «титанические» усилия. Наверное, он имел в виду усилия губернатора города Валентины Матвиенко, которая в этом году чуть ли не переехала жить в Москву по вторникам, когда обычно проходит заседание городского правительства. Валентина Ивановна – единственный человек в городе, который вчера была немного счастливее Юрия Молчанова.

Вчерашнему подписанию конкурсной документации предшествовал скандал федерального уровня. Дело в том, что город давно согласовал всю необходимую документацию и рассчитывал объявить о старте конкурса 31 октября. Но что-то в рассмотрении вопроса затягивалось. Во время последнего визита президента России Владимира Путина, которому представляли инвестиционные проекты, губернатор Валентина Матвиенко даже обратилась к главе государства за помощью, чтобы ускорить этот процесс. «Нам это вот так нужно!», - говорила она, делая характерный жест в районе шеи. «Хорошо», - ответил тогда Владимир Путин. Это одно из двух слов, которое Путин произнес по ходу совещания, и потому его «хорошо» очень хорошо запомнилось. Поэтому на следующий день Смольный и принял постановление города о строительстве ЗСД.

Однако во вторник заинтересованные лица чуть было не утонули в бюрократических разборках. Когда губернатор вылетела на совещание в Минэкономразвития, а Юрий Молчанов в федеральное правительство, выяснилось, что Фрадков необходимое распоряжение не подписал. Кто-то говорил, что он просто «не успел», кто-то – о том, что означенный срыв был запланирован. Так или иначе, но Молчанов возвращался в город, не зная, как объяснить произошедшее. Губернатор же еще оставалась в столице. Не исключено, что ей-то в итоге и удалось разрешить ситуацию. Ближе к ночи Фрадков подписал документ, о чем глава города и объявила не заседании городского правительства. Так что, отправляясь вчера в Москву на совещание по этому вопросу в Минрегионразвития, Смольный ликовал – им все-таки удалось доказать уникальность проекта.

Сроки вышли

Что на самом деле послужило причиной отсрочки, остается только догадываться. Наблюдатели отмечают, что причиной могли стать не просчитанные финансовые риски проекта. О них на городском заседании 25 октября докладывал глава комитета финансов Александр Никонов. Он выступил против того, чтобы принимать решение так быстро, так как указанный проект, по его мнению, может нести финансовые риски для города. "По условиям, прописанным в концессионном соглашении, в случае, если концессионер не добирает доходов, государство обязано ему компенсировать выпадающие доходы, - сказал Никонов.
- Я предлагаю не принимать решения сегодня, а рассмотреть возможность всех финансовых рисков, поскольку концессионеры будут рассчитывать на данное конкурсное условие".

Однако члены правительства решили, что откладывать принятие этого вопроса более невозможно, поскольку в противном случае проведение конкурса может быть отложено на 1,5 месяца. По мнению вице-губернатора Молчанова, все риски минимального трафика в любом случае ложатся на город. "Государство на это не пойдет", - заявил он. Вице-губернатор Александр Вахмистров тогда отметил, что "окончательные риски будут сформированы после консультаций и конкурсного отбора".

Как сообщил вчера на пресс-конференции министр транспорта Игорь Левитин,
концессий в России не было уже 75 лет. Несмотря на то, что говорить о партнерстве государства и бизнеса в последнее время стало модно, реальных крупных проектов по схеме государственно-частного партнерства до сих пор в России реализовано не было. Мешало отсутствие законодательной базы: закона о концессиях бизнес дождался только в июле прошлого года. Так что, возможно, причина задержки в подписании документации связана с новизной серьезной процедуры. А, может быть, с тем, что такое уникальное право было дано Петербургу, которому почему-то последнее время часто завидуют...

Сам конкурс будет объявлен 9 ноября после официальной публикации решения в
СМИ, когда выйдет подписанное распоряжение федерального правительства. Как сообщил Юрий Молчанов, согласно конкурсной документации, на 15 января 2007 года намечено окончание приема заявок на предквалификационный отбор для участия в конкурсе. По его словам, таким образом, на экономическом форуме, который пройдет летом в Петербурге, уже может быть объявлен инвестор-победитель. С ним ближе к осени следующего года планируется подписать соглашение. Напомним, что на подготовительном этапе в конкурсе изъявили желание принять участие более 20 зарубежных компаний, в том числе из Франции, Австрии и Италии.

За это стоит выпить

Впрочем, город, не дожидаясь объявления конкурсов, уже давно начал заниматься реализацией проекта. Еще в конце прошлого года, сразу после первого, подписанного главой федерального правительства Михаилом Фрадковым распоряжения о строительстве ЗСД, дружная компания членов городского правительства осмотрела участки начатого строительства дороги в южной части города. Там начиналось строительство первого участка протяженностью 3,2 километра - от пересечения с кольцевой автомобильной дорогой (КАД) у станции Предпортовая до Краснопутиловской улицы. Он входит в южный участок ЗСД, который должен обеспечить вывод грузового транспорта из районов
большого Морского порта на КАД и федеральные трассы, а также разгрузить
транспортные магистрали на юге Петербурга. В инвестирование проекта из средств федерального бюджета уже выделен 1 миллиард рублей.

Во время выездного инспектирования впервые обсуждался вопрос о платном проезде по
трассе и о возможных эквивалентах его стоимости. В тот холодный и снежный день Молчанов вспомнил, что в Европе стоимость проезда по платным дорогам рассчитывается, исходя из цены на кружку пива (видимо, для того, чтобы никто не пил за рулем). Тут же решили, что у нас логичнее все измерять стопками водки.

В любом случае время подумать еще есть. Срок концессии, как пояснил вчера Молчанов, долгий – 30 лет. За это время инвестор сможет окупить за счет поступающих от автомобилистов платежей вложенные в проект средства. Пока предварительные расчеты говорят о «билете на проезд» для владельцев легковых машин в 30-40 рублей, для грузовых – порядка 80-ти (про карточки на месяц или абонементы пока разговоров не было). Сама трасса ЗСД, по словам Молчанова, полностью еще не спроектирована – готовы проекты южного и северного участков. Центральная часть проекта еще находится в стадии доработки.

Справка:
Западный скоростной диаметр представляет собой скоростную дорогу протяженностью примерно 46 километров, которая соединит юг и север города –
от кольцевой автодороги у станции Предпортовая до трассы «Скандинавия» в районе Белоострова. Согласно проекта, загруженность автомагистрали на ее южном и северном участках составит 90 тысяч автомобилей в день, на центральном - 110 тысяч автомобилей в день. Ориентировочная стоимость строительства ЗСД составляет от 80 до 85 миллиардов рублей. 50% из них составят средства инвестора, 28 миллиардов будут предоставлены инвестфондом РФ, около 14 миллиардов рублей выделит бюджет Петербурга. ЗСД соединит северные и южные районы Петербурга.

Трасса будет обеспечивать автоперевозки пассажиров и грузов по направлениям их наибольшей концентрации между южными, центральными и северными районами Петербурга и подключение транспортного узла города, включая Большой морской порт, в сеть федеральных автодорог РФ. Ведущий специалист в области транспорта Мирового банка Мишель Одиже (ВБРР был одним из основных консультантов по проекту) заявил, что ЗСД даст «больше кислорода городу, который задыхается от транспорта».Специалисты Мирового банка оценили его высоко, отметив, помимо всего прочего, что ЗСД позволить повысить конкурентоспособность петербургского морского порта.

Александра Медведева,
Фонтанка.ру