Пять залпов по «честно нажитому»

Пять залпов по «честно нажитому»

Личные инициативы чиновников, обнародовавших свои доходы и сбережения в этом году, теперь станут обязанностью. Президент России Дмитрий Медведев подписал 5 антикоррупционных указов. За время их

Личные инициативы чиновников, обнародовавших свои доходы и сбережения в этом году, теперь станут обязанностью. Президент России Дмитрий Медведев подписал 5 антикоррупционных указов. За время их прохождения, рассмотрения, обсуждения и утверждения тема борьбы с коррупцией стала популярной, заняв лидирующие позиции в рейтинге «проблем №1» современности наряду с глобальным экономическим кризисом.

Пять указов, которые обязуют государевых мужей отчитываться о своих доходах и имуществе, уже подписаны. После вступления их в силу (2010 год) у чиновников — нынешних и будущих - будет меньше года - до 30 апреля 2010 года - для того, чтобы привести данные о своих несметных сокровищах в удобоваримый вид: чтобы среди имущества детей не «вылезали» виллы на Канарах, а на имя жен не были записаны счета в швейцарских банках. Президент России как первый, главный и наглядный пример данные о своем имуществе будет публиковать 1 апреля.

Чтобы предусмотреть все возможные варианты отвода имущества, в указах предусмотрено все: в первом определяется перечень лиц, которые должны предоставлять эти данные, во втором – органы, куда они будут слать отчеты, в третьем – объем требуемой информации. Еще один документ устанавливает санкции за отсутствие данных или ложную информацию. Последний указ описывает порядок размещения сведений, а также порядок рассмотрения запросов СМИ о предоставлении информации о доходах и имуществе чиновников.

Те, кто теперь обязан отчитываться о своих доходах, делятся на три группы. В первую вошли лица, которые замещают государственные должности, – то есть те чиновники, которые замещают должности, прописанные в федеральных законах. Это члены правительства, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, председатель Счетной палаты, губернаторы, вице-губернаторы и другие слуги народа высшей пробы. Во второй группе - работающие на федеральной государственной службе. В третью категорию вошли лица, возглавляющие госкорпорации, государственные фонды и т.п.

Чиновники обязаны указывать общую сумму годового дохода (по основному месту работы и из иных источников), площадь земельных участков, домов и квартир и страны, где находится недвижимость, а также количество и марки транспортных средств. Те, кто будет уклоняться от демонстрации нажитого непосильным трудом, просто не поступят на службу. А действующие чиновники могут быть уволены.

Но это не все. Эти сведения предназначены для публикации на официальных сайтах госорганов. А в кадровые и налоговые службы чиновниками должна будет предоставлена более подробная информация, включая сведения о банковских счетах, адреса нахождения недвижимости.

В этом году чиновники уже потренировались в открытости и гласности и, сразу после первого лица государства, по личной инициативе, абсолютно добровольно, ничего не опасаясь, никого не стыдясь, обнародовали сведения о своем честно заработанном, на скопленное купленном имуществе.

Петербург по части антикоррупционной политики развернулся на «все сто». Первыми отличились члены городского правительства. Вслед за высшими чиновниками страны за прошлый год отчитались губернатор города Валентина Матвиенко, вице-губернаторы и глава одного из районов. Тут и выяснилось, что самым богатым чиновником Смольного (исходя из предоставленных данных) является экс-бизнесмен, а ныне глава КЭРППиТ Сергей Бодрунов. За прошлый год, еще будучи предпринимателем, он заработал больше 5 миллионов рублей. Также у чиновника насчитывается 9 квартир в Петербурге и Москве и два загородных дома общей площадью более тысячи кв. метров в Московской области. Счет в банке у Бодрунова превышает 81 миллион рублей. По сравнению с ним губернатор, можно сказать, «бедна, как церковная мышь»: заработала за год 1 миллион 716 тысяч 854 рубля, около 143 тысяч рублей в месяц. В списке имущества: две квартиры в Москве и Петербурге, площадью 208,4 и 290 кв. метров, и участок в Московской области площадью 3600 кв. метров. Автомобиля за Матвиенко не зарегистрировано (по всей видимости, числившаяся ранее за губернатором «Нива» куда-то реализована), зато имеется счет в российском банке на 2 миллиона 898 тысяч рублей.

На данный момент лишь 7 глав районов города захотели поделиться информацией о доходах с народом. Это Александр Исаев, глава Василеостровского района, Александр Любимов, глава Адмиралтейского, Михаил Сафонов, глава Калининского, Андрей Филатов, глава Кировского, Валентин Шевченко, глава Петродворцового и Владимир Коровин, глава Московского района и глава Выборгского района Константин Шмелев.

Читая их декларации, проникаешься уважением к работе чиновников. Особых богатств у них не обнаружилось, а у некоторых даже не оказалось элементарной жилплощади за душой. Официально ни один из глав районов не имеет счетов в банках, на которых хранились бы сбережения. Средний доход руководителей, правда, составляет около миллиона рублей в год. Александр Исаев, например, заявил о земельном участке в 1800 кв.м., квартире, даче и гараже. Но в гараже этом стоит только УАЗ. Александр Любимов имеет машины Mazda 6 2005 года выпуска и Nissan Tiana 2008 года выпуска, но зато, согласно представленным данным, напрочь лишон недвижимости. Даже квартира, в которой живет глава Адмиралтейского района, принадлежит не ему. У Михаила Сафонова есть полторы квартиры незначительной площади, загородный дом и земельный участок в 1200 кв.м, и даже «Инфинити С 35» 2007 года выпуска, чтобы добраться до него.

Андрей Филатов обладает лишь однокомнатной квартирой. Транспортных средств у него нет. Валентин Шевченко ездит на свой земельный участок с загородным домом в Ленинградской области (1200 кв.м) на Вольво V 70 2000 года из петербургского гаража, а вот квартиры не имеет. У Владимира Коровина есть квартира и гараж, но если в этом гараже что-то и стоит, то не принадлежащее главе Московского района. Глава Выборгского района Константин Шмелев прикрепляет к своей "Сузуки Гранд Витара" 2005 года сразу два прицепа. В Петербурге у него квартира площадью 49,56кв.м и 1/4 доли квартиры площадью 84,60 кв.м, а в Приозерском районе Ленинградской области земельный надел площадью 2000 кв.м. На этом все богатства заканчиваются.

В стремлении побороть коррупцию на этом в Петербурге не остановились. Не прошло и месяца, как глава государства обязал подчиненных отчитываться о месте проведения отпуска, как петербургские депутаты уже «взяли под козырек» и вышли с аналогичной инициативой местного уровня.

В середине апреля депутат ЗакСа Виктор Евтухов пошел дальше. И предложил обязать руководителей крупных госкомпаний продемонстрировать свои доходы и сбережения.

Смольный тоже не отставал. Отдельно общефедеральную тему осветила в своем ежегодном послании губернатор Петербурга: «Врага можно остановить, только наступая по "всем фронтам". Важна неотвратимость наказания для нечистых на руку госслужащих, руководителей госпредприятий и учреждений, сотрудников правоохранительных органов. Мы будем делать все, чтобы очистить наши ряды от взяточников. И у нас достаточно жесткости для принятия самых суровых мер. Но под любым обвинением – тем паче обвинением в коррупции – должны быть неопровержимые доказательства. Иначе не избежать опасности превратить борьбу с коррупцией в банальный PR и оскорбительную для большинства честных и добросовестных людей во власти "охоту на ведьм"», - заявила она с трибуны ЗакСа. Почти сразу по городу начали расклеивать плакаты с номером телефона, по которому можно доложить о вымогательстве или получении взяток.

Последняя новация питерских чиновников связана с корректировкой местного закона «О правительстве Петербурга». Тоже в антикоррупционном ключе. Изменения понятны — прописываются нормы, обязывающие всех чиновников отчитываться, сдавать свои акции государству, не обогащаться за счет сторонних доходов. Однако по сути «новые» нормы просто переписаны с аналогичного закона о федеральном правительстве. Причем так коряво, что некоторые из них как на общероссийском уровне не действовали, так и на региональном заработать не смогут.

Другой вопрос, который все чаще задается на фоне поднятого ажиотажа вокруг «проблемы №1», - кто и каким образом будет все это контролировать? Подписанные Медведевым законопроекты, конечно, предусматривают создание механизмов общественного контроля за деятельностью чиновников и выборочные проверки. Вот только не получилось бы так, что через год будет объявлено: «В Российской федерации коррупции нет!». (Несколько образцово-показательных выступлений с обличением нерадивых и наказанием строптивых — не в счет). А в это время предприимчивый простой русский государственный муж проведет переговоры с близкими друзьями и не менее «близкими» дальними родственниками о конструктивном сотрудничестве и взаимодействии на предмет оформления и хранения финансово-имущественного ресурса. И сомнений в этом, увы, практически нет никаких.

Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»