Газовым автобусам устроят взлетную площадку в Пулково

Газовым автобусам устроят взлетную площадку в Пулково

Первые газовые автобусы могут появиться в Петербурге в начале 2014 года. Как выяснила «Фонтанка», они будут курсировать между автостанцией на улице Костюшко и аэропортом Пулково. Одни эксперты

Первые газовые автобусы могут появиться в Петербурге в начале 2014 года. Как выяснила «Фонтанка», они будут курсировать между автостанцией на улице Костюшко и аэропортом Пулково. Одни эксперты оценивают: проект изящен и с экономической, и с логистической точки зрения. Другие вспоминают о взрыве "ЛиАЗа", случившемся на День Победы в Москве, и всерьез опасаются за жизни петербуржцев.

Переход автобусов на газомоторное топливо, которым Смольный грезит уже несколько лет, похоже, все-таки состоится. Принадлежащий городу ГУП «Пассажиравтотранс» объявило конкурс на закупку первых 30 агрегатов на экологическом топливе общей стоимостью 280,5 миллиона рублей. Машины, рассчитанные на перевозку как минимум 90 человек каждая, должны прибыть в Петербург до конца декабря 2013 года. «Они выйдут на линию после того, как будут приняты специалистами предприятия», – отметила представитель ГУПа Татьяна Клепикова.

Автобусы оснастят 3G модемами и видеорегистраторами, оборудованием ГЛОНАСС и кондиционерами. Баллоны с метаном расположат на крыше машин – в контейнерах «в виде полностью закрытых блоков», следует из конкурсных документов. Система контроля топлива подаст сигнал об утечке газа «даже при отключенных или демонтированных аккумуляторах», указано в техническом задании заказа.

Среди претендентов на лот предварительно можно назвать три компании – входящее в группу «ГАЗ» ООО «Русские Автобусы», ОАО «Нефтекамский автозавод» и ООО «ВОЛГОБАС» – дилера завода «Волжанин», кстати, активно сотрудничающего с «Газпромом». Именно у этих структур предварительно запрашивал информацию о ценах «Пассажиравторанс». Возможно, фирмы будут участвовать и в следующем конкурсе на покупку уже 15 метановых машин, которые собирается объявить в интересах ГУПа комитет по транспорту.

Базироваться приобретения смольнинского перевозчика станут, как выяснила «Фонтанка», в автопарке № 7 на Кубинской улице, а поедут они по маршрутам № 13 и 39. В первом случае машины отправляются от автостанции «Улица Костюшко» и движутся по Московскому проспекту и Пулковскому шоссе в сторону Пулково-2. Второй вариант связан с тем, что автобусы делают остановку также и у первого терминала аэропорта. В пресс-службе ГУПа не озвучили точные данные по пассажиропотоку рейсов, но подчеркнули, что речь идет об одном из самых востребованных направлений компании.

В «Пассажиравтотрансе» не стали скрывать и то, что пока не полностью готовы обслуживать газовую технику. «Тендер на создание проекта реконструкции седьмого автопарка под новые цели на 6,1 миллиона рублей проведен, но работы по нему еще не завершены. Мыть новые автобусы, менять им зеркала и шины мы сможем самостоятельно, а вот техническое обслуживание топливной системы возьмет на себя дилер и будет осуществлять его в течение двух лет», – полагает Татьяна Клепикова.

Заправкой транспорта займется единственная в Петербурге специализированная АЗС «Газпромнефти» на Пулковском шоссе, 52. Таким образом, «Пассажиравтотранс» имеет все шансы побороть главную проблему перехода на газ – отсутствие в городе необходимой инфраструктуры, резюмируют эксперты. «Задача решена грамотно: и автобусы есть, и топливом они обеспечены, – выступает с оценкой президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. – Благодаря тому, что метан стоит в пределах 17 - 18 рублей за литр, перевозчик существенно сэкономит».

Впрочем, рассуждая о перспективах проекта, Ашихмин находит подводные камни: развиваться хорошей идее некуда. Ведь пока в Петербурге не открылись новые газовые АЗС, в других направлениях метановые автобусы не пустишь – им будет невыгодно ездить до заправки.

Сомнения у специалистов порождает и безопасность проекта. «На сегодняшний день в России нет системы сертификации газовых автобусов. Дизель не горит, а что будет с новой машиной, если она стукнется, не хочется даже думать», – комментирует на условиях анонимности представитель одного из петербургских перевозчиков. Он напоминает об инциденте 9 мая 2013 года в Москве: тогда без видимых причин неподалеку от станции метро «Речной вокзал» взорвался метановый "ЛиАЗ". По счастью, машина была пуста, но ранило стоявших неподалеку женщину и ребенка, а осколки разлетелись на 300 метров. «Газовые автобусы почти в два раза дороже обыкновенных. Поэтому на месте “Пассажиравтотранса” я бы лучше занялся более активной заменой старого парка на новую дизельную технику. Тем более что выхлоп, в случае если топливо соответствует стандарту Евро-4, не отличается от метанового», – заключает собеседник «Фонтанки».

В смольнинском ГУПе, однако, сомнения коллег отвергают. Здесь подчеркивают, что в целях безопасности уже обучили всех технических специалистов автопарка № 7 работе с газовым оборудованием. «Осенью обучатся и водители», – обнадеживает Татьяна Клепикова.

Напомним, о переходе на газовое оборудование городского автотранспорта говорили еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко, однако тогда идея не была реализована. Более последовательно за ее воплощение взялся Георгий Полтавченко. В декабре 2012 года он вместе с главой «Газпрома» Алексеем Миллером открыл первую многотопливную заправку на Пулковском шоссе. В апреле в Смольном было подписано соглашение, предполагающее переход на метан двух автопарков – на Гусарской и Хрустальной улицах. Впрочем, судьба этого проекта неизвестна, а ряд экспертов предполагает, что озабоченность городских властей метаном – не более, чем лоббистские усилия газовых монополистов, которые готовят себе крупный рынок сбыта.

Софья Вертипорх, «Фонтанка.ру»