Однако в чем заключается нововведение не ясно, так как абсолютное большинство контрактов со школами заключается именно на учебный год. При этом сокращение контрактов с двухлетних на однолетние является деградацией системы – такой подход в Петербурге действовал до 2020 года. Впоследствии он был признан неэффективным, так как добросовестные комбинаты заинтересованы в прогнозируемой долгосрочной работе.
Еще в 2021 году, после серии скандалов с картельными сговорами на рынке соцпита Петербурга, в городе шло широкое обсуждение мер по улучшению качества школьного питания. Тогда депутат Госдумы от Петербурга Оксана Дмитриева прямо указала на заинтересованность комбинатов именно в долгосрочных контрактах, так как заключать однолетние соглашения слишком затратно. По ее мнению, с краткосрочными контрактами у компаний просто нет стимула обновлять оборудование в школьных пищеблоках и заниматься развитием столовых, так как через год на их место могут прийти другие.
Такого мнения придерживаются и в других регионах России. В Москве, например, контракты заключаются на три года. А глава Республики Башкортостан Радий Хабиров планирует увеличить срок действия контрактов на школьное питание до пяти лет.
«Что очень важно, у нас контракты заключаются чуть ли не меньше чем на год. Поэтому у человека нет мотивации вкладываться в производство, он говорит: «Я завтра куплю новые плиты, поставлю, а вы меня швырнете». Поэтому первое, над чем мы сейчас работаем, – мы хотим найти нужную форму организации школьного питания. Это очень для меня важно, я бы даже сказал – политически важно. Поэтому мы хотим посмотреть такие условия, как контракт на пять лет. Человек заходит и работает, он спокоен, что у него есть впереди пять лет. Но, конечно, мы обставим это очень жесткими требованиями: если ты в них вписываешься, окей, мы работаем, нет – тогда до свидания», - считает Хабиров.
И только в Петербурге идут в обратном направлении, причем не в первый раз. Так, в апреле 2020 года губернатор Александр Беглов распорядился провести централизацию закупок школьного питания. Право проведения тендеров, по замыслу Беглова, должно было перейти от районных администраций к городскому Комитету по госзаказу. Этой тенденции следуют во всех регионах, где школьное питание отдано на аутсорсинг, как в уже упомянутых Москве и Башкортостане. Но с начала 2022 года в Петербурге Комитетом по госзаказу не проведено ни одного тендера на школьное питание, а между тем, их состоялось уже порядка 150. В чем смысл распоряжения губернатора – загадка.
Устраняла конкурентов: артисты вскрыли правду о сбежавшей Пугачевой
Кроме того, можно отметить, что губернатор после совещания заявил об увеличении расходов на школьное питание. Но факты это опровергают. В четверг, 21 июля, как раз в день совещания, Администрация Фрунзенского района объявила два тендера на обеспечение обедами для 18 школ. Контракты действительно заключаются на один учебный год, вот только цены в них оказались ниже, чем в 2020 году. Так, годовые расходы на питание для школы №364 сократились на 1,5 миллиона рублей, количество учеников же осталось на прежнем уровне.
Учитывая приведенные факты, сложно ожидать обещанную Бегловым стабилизацию рынка соцпита. Как показывает практика, события развиваются в обратном указам губернатора направлении.