Московский вокзал в Санкт-Петербурге — не просто железнодорожный узел, а одна из самых узнаваемых визитных карточек города.
Его величественный фасад на Невском проспекте знаком каждому, кто хоть раз задумывался о путешествии между двумя столицами.
История этого здания — это история развития железных дорог, архитектурных новаций и изменений в жизни города.
«Прорубая окно» в Москву: Путешествие длиной в 19 часов и 7 рублей
Когда-то вокзал носил имя Николаевский — в честь императора Николая I, при котором началось его строительство. Открытый в 1851 году, он стал центром железнодорожного сообщения с Москвой, куда дорога начала прокладываться еще в 1847-м.
Первый маршрут имел не столько гражданское, сколько стратегическое значение: по линии сначала отправились военные, затем — император с семьей. Лишь после этого линия заработала для всех.
Здание, спроектированное архитектором К.А. Тоном, оказалось почти точной копией московского аналога. Строители использовали передовые для того времени решения: чугунные перекрытия и колонны, а также башню с часами.
«Снаружи — напоминает дворец, внутри — действовал четкий порядок», — отмечают историки.
Багаж сдавали отдельно, билеты продавали заранее, а доступ на перрон был строго регламентирован — только по звонку.
Путешествие из Петербурга в Москву занимало тогда не 4 часа, как сейчас на «Сапсане», а целых 19.
Стоимость билетов также впечатляла: 7 рублей за место в третьем классе и 19 — в первом. Это была весьма существенная сумма по тем временам.
Паспорт, заявление и звонок: Как купить билет на поезд в XIX веке?
Процедура покупки билета была не менее сложной, чем само путешествие.
«Проверка благонадёжности: нужно было подать заявление в полицию, сдать паспорт, получить разрешение», — описывается процесс.
Только после этого можно было приобрести заветный билет. Более того, паспорт передавался кондуктору и возвращался только в пункте прибытия.
Александр III, Знаменская церковь и метро: Потерянные и обретенные символы у Московского вокзала
Перед зданием вокзала когда-то возвышался памятник Александру III, основателю Транссибирской магистрали. Сегодня его можно увидеть во дворе Мраморного дворца.
А на месте бывшей Знаменской церкви, напротив вокзала, теперь находится станция метро «Площадь Восстания». Многие считают, что ее фасад перекликается с утраченным храмом, сохраняя некую архитектурную преемственность.
«Всё вокруг изменилось. Вместо конок — торговые центры, а багаж мы теперь носим сами», — резюмирует изменение эпох.
Однако, несмотря на прошедшие столетия и перемены, Московский вокзал по-прежнему остается отправной точкой для путешествий в Москву.