Предложение собраться разместил в группе в соцсети «Вконтакте» Андрей Мурзалевский. В беседе с «Городовым» он рассказал, что формат мероприятия пока неизвестен: люди хотят, чтобы их, наконец, услышали и помогли решить проблему.
«Это не пикет, и встречи ни с кем не назначали, просто хотим обратить внимание на нашу проблему, это уже было года три назад», – сказал он.
Компания «Метрострой Северной Столицы» (МССС) была создана Смольным совместно с ВТБ – она пришла на смену обанкротившемуся АО «Метрострой».
Андрей Мурзалевский перешел на работу в новое предприятие 11 октября вместе со многими коллегами, но предыдущий работодатель остался всем должен зарплату за сентябрь и часть октября, а также компенсации за отпуск. У каждого есть на руках расчетные документы. Мурзалевский говорит, что лично ему должны 125 тысяч рублей, а кому-то – все 200 или 500 тысяч.
Суть требований метростроевцев к городскому правительству – разобраться с их бедой.
«Надеемся, что кто-то выйдет поговорить, и разберутся с нашей бедой. <…>Понимаете, у нас такая зарплата, что от зарплаты до зарплаты и живем. Она невеликая, мы не можем отложить, и любой пробел, если за какой-то месяц не заплатили, для нас равносилен смерти – отложенных денег нет. Получается, 3700 сотрудников просто кинули на полтора месяца зарплаты, вы представляете, как люди живут? У нас ипотеки, дети, кредиты и так далее, плюс в ближайшее время – новогодние праздники», – говорит Мурзалевский.
Он уточнил, что городское правительство обещало всем работникам «Метростроя» «бесшовный переход» в МССС, но этого не получилось. В новой компании были перебои с работой – месяц сотрудники просто «подметали тоннели», так как не было материалов, однако по части выплат заработной платы с момента трудоустройства в новую компанию претензий у него нет.
По словам собеседника редакции, пострадавшие писали в различные инстанции, в том числе – губернатору Александру Беглову, но получали стандартные отписки.
«Слышал, что сотрудники писали и в трудовую инспекцию, и Беглову непосредственно пишут. В разные инстанции писали, но везде обычные отписки. Видно, что отписка, и ничего не происходит, поэтому мы уже сами собираемся, чтобы нас увидели», – заключил он.
Вице-губернатор Максим Соколов, в свою очередь, заявлял, что все перешедшие на работу в новую компанию МССС ничего не потеряют.
«Все структурные подразделения с персоналом будут с их добровольного согласия переведены в «Метрострой Северной Столицы». Мы со своей стороны предлагаем вам те же условия, которые были у вас в «Метрострое». Поэтому никаких изменений, кроме новой записи в трудовой книжке, быть у вас не должно. Мы рассчитываем, что с вашей поддержкой мы вместе будем увеличивать темпы метростроения в нашем городе», — говорил он на встрече с трудовым коллективом метростроителей в августе этого года.
К началу октября 2021 года почти 75% сотрудников «Метростроя» перешли в МССС. Нанимать сотрудников компания начала в конце сентября. Но, по мнению некоторых активистов группы, компания «Метрострой Северной Столицы», не будет заниматься долгами предшественника, если только рабочие не выйдут «постучать касками по Смольному».
Нельзя так с людьми
Инициативу Андрея Мурзалевского собраться у Смольного поддерживает и Евгения Рохманова - ветеран «Метростроя», председатель отделения ветеранской организации «Боевое братство» в Калининском районе, бывшая санинструктором во время войны в Афганистане.
«Я одна из тех, кто пострадал от действий власти нынешнего «Метростроя» и бывшего – тут говорить, что виноват кто-то один, неправильно. Я одна из тех, кто пойдет туда не только, чтобы показать свою солидарность ребятам, но ивыразить свое человеческое мнение, гражданскую позицию. Нельзя с людьми таким образом обращаться, принижать рабочий класс до такой степени, в прямо смысле вытирать ноги», – сказала она «Городовому».
Работавшая на строительстве ленинградского метро еще в 1980-х Евгения Ивановна – одна из тех, кто не перешелк «наследникам» «Метростроя» МССС.В новую компанию не стала устраиваться из принципа и желания сохранить чувство собственного достоинства.
«Изначально говорили о бесшовном переходе, говорили, что все выплаты будут сделаны, что условия сохранятся не только по зарплате, но и вообще. Еще на этапе перехода в медкомиссии было неприятно видеть, как все было организовано. Возможно, звучать будет грубо, но показалосьне только мне, что нас как скот загнали в маленькие помещения, где мучали-мурыжили по четыре, а кого-то и пять часов. Это было крайне неприятно», – поясняет она.
Обещание сохранить оклад тоже выполнили не для всех: себя руководство не обидело, но многим линейным работникам, утверждает Рохманова, зарплату снизили.
«ИТР – руководство, в два раза себе повысили, никого не обидели. А некоторые оклады линейных работников, в частности, по моей профессии (Е.И. Рохмановаработала машинистом подъемных машин – ред.) снизили. И объяснения, почему так сделали, мне не понравились. Это я приняла как оскорбление», – сказала собеседница «Городового».
В октябре пресс-служба АО МССС объяснила, что при расчете компания использует обновленную тарифную сетку и прозрачную политику премирования, а также расширила соцпакет за счет полисов ДМС и других услуг, увеличив базовый тариф для большинства категорий рабочих при трудоустройстве на 85% по сравнению с тарифами АО «Метрострой».
Евгения Рохманова писала сама и замотивировала товарищей написать письма в Администрацию президента, Татьяне Голиковой и другим федеральным чиновникам. Ее бывшие коллеги писали в Следственный комитет, а некоторые подавали в суд.Лично к Беглову она не обращалась.
Метростроевцы уже выходили на пикеты и акции протеста в 2019 году. Они собирались у здания городской администрации с требованием погасить оставшуюся часть задолженности по зарплатам, некоторые устраивали голодовки и отказывались подниматься на поверхность после смены.
«Тогда (в 2019 году – ред.) нам деньги вернули, а сейчас у нас большие сомнения, у всех без исключения. Тем более, уже была ситуация в 2019, 2020 годах, когда некоторые СМО были банкротами – их обанкротили, и ребята не получили: кто 100, кто 300 тысяч. Прошло три года и до сих пор ничего»,– вспоминаетРохманова.
На вопрос корреспондента «Городового», что бы она сказала губернатору города, согласись он встретиться с метростроевцами лично, Евгения Рохмановаответила предельно коротко:
«Я бы спросила: у вас хоть немногосовести есть? Есть хоть немного уважения к людям труда? Сколько это будет продолжаться?», – подытожила Евгения Рохманова.
Александр Беглов обещал от своего имени оперативно решать вопросы с зарплатами сотрудников «Метростроя», когда делился амбициозными планами развития петербургской подземки с рабочими.
«Чем больше работы, тем больше заработная плата. Всегда метростроевцы получали достойную заработную плату. Нам нужно сделать так, чтобы они и дальше ее получали. И вовремя», – заметил Беглов в апреле 2019 года.
Личного заявления губернатора по новым требованиям вернуть метростроевцам заработанные деньги пока не было, и на вопросы со страницы губернатора в соцсети «Вконтакте» стандартно отвечает бот комитета по транспорту, как следует из публикуемых членами группы скриншотов.
Пока тысячидолжников АО «Метрострой», поверивших когда-то Беглову и Соколову, все-таки надеются, что стук их касок услышат из окон Смольного, и голодать по примеру 2019 года не придется.