Однако планы по увеличению доходов бюджета в таком случае будут под риском срыва. Профильный комитет по инвестициям Петербурга, которым руководит Роман Голованов, переживает системный кризис. Коминвест два года не выполняет план по привлечению инвестиций, не разрабатывает финансовые инструменты, не участвует в модернизации законодательства и почти не привлекает инвесторов.
Необходимость законодательных перемен
Смольный одобрил проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Губернатор Петербурга Александр Беглов на прошедшем в начале недели заседании правительства высказал уверенность, что доходы бюджета к 2024 году превысят один триллион рублей, так как этому способствуют хорошие темпы роста экономики города. В пятницу, 8 октября, проект был передан на рассмотрение в ЗакС. Глава парламента Александр Бельский поддержал позитивный настрой градоначальника, отметив, что перед Петербургом стоит серьезная задача по увеличению доходности, для чего необходимо подготовить город к реализации соответствующих программ.
«Город должен быть готов с точки зрения проектной документации для реализации поставленных задач, подготовиться к реализации тех программ, которые существуют. Нужно понимать, как мы распределим эти средства, чтобы мы их не «проели»», - заявил Бельский.
Спикер ЗакСа отметил, что парламент будет работать над законопроектами, которые помогут достичь поставленной цели. 11 октября Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа приступит к изучению проекта бюджета, а 27 октября пройдет обсуждение в рамках первого чтения.
В экспертном сообществе скептически относятся к планам главы города и ЗакСа, хотя возможность достижения доходности в один триллион рублей не исключается. Однако нужно будет проделать большой объем работы.
В комментарии «Городовому» представитель «Движения гражданских инициатив» (ДГИ) Владимир Соловейчик заявил, что многое будет зависеть от того, какие в будущем будут созданы законодательные рамки ЗакСом. В частности - определяющие промышленную деятельность в городе. Сегодня Петербургу требуется расширение законодательства экономической сферы. По словам эксперта, нужно стимулировать развитие промышленности, работать над инвестициями, создавать новые производства и обновлять основные фонды.
«Нужно решать вопросы, связанные с привлечением инвестиций, с развитием производства. Схема здесь простая: инвестиции, обновление основных фондов производственных мощностей, рост производительности труда, увеличение выпуска продукции, рост доходов от ее реализации, рост заработной платы, а стало быть и покупательной способности наемных работников, и, соответственно, рост налоговых поступлений в бюджет. Для этого надо принимать законы, дающие возможность эту схему осуществить. Законы, связанные с экономической сферой», - заявил эксперт.
Расширение промышленности также тесно связано с процессом внедрения новых технологий. Соответственно, понадобятся и социальные законы, направленные на развитие образовательной сферы для подготовки кадров. Совокупная работа по расширению социального, научного, экономического и образовательного законодательства может привести чиновников и депутатов к их цели, считает эксперт.
«Инвестиционный тормоз» Смольного
В экономическом контексте законодательная база служит фундаментом, создающим условия для инвестиционной активности и закрепляющим основные направления развития. При этом крупные инвестпроекты, затрагивающие реальный сектор экономики, не реализуются без «регулятора» в лице госоргана исполнительной власти, уполномоченного работать с бизнесом и решающего «технические задачи»: поиск инвесторов, предоставление земельных участков, присвоение статуса инвестпартнера, согласование льгот и финансовых моделей взаимодействия. Если орган исполнительной власти не работает надлежащим образом, то нормотворчество теряет востребованность.
В Петербурге таким «регулятором» является Комитет по инвестициям, который возглавляет Роман Голованов. В адрес Коминвеста в СМИ неоднократно высказывалась критика относительно эффективности его работы. Заявлялось и о существовании системного кризиса в комитете. Это дает основания предполагать, что инициативы ЗакСа рискуют остаться невостребованными, а планы губернатора Беглова по формированию триллионного дохода к 2024 году нереализованными.
Так, РИА «Новый день» сообщало, что Коминвест Голованова не адаптируется к современным реалиям, не имеет актуальной инвестиционной стратегии и до сих пор ведет свою деятельность на основе планов, разработанных еще в 2014 году. Руководство Комитета в последние несколько лет заняло пассивную позицию и не предлагает комплексных предложений по модернизации законодательства и разработке новых финансовых инструментов, которые могли бы подтолкнуть бизнес к реализации проектов в Петербурге. Портал DixiNews отмечал отсутствие работы инвестиционного Совета при губернаторе Александре Беглове, работу которого организовывает Голованов. Из информации в открытых источниках следует, что последний раз он собирался в 2018 году. Между тем, Инвестсовет является важнейшим инструментом стратегического планирования инвестиционной политики города. В задачи Совета входит определение актуальных направлений инвестдеятельности, привлечение инвесторов, рассмотрение инвестпроектов.
Романа Голованова критиковали за слабую работу по привлечению инвесторов даже в крупные инфраструктурные инвестпроекты. В Коминвесте предпочитают пользоваться заемными средствами, увеличивая долговую нагрузку города, а не искать контакты в бизнес-среде и разрабатывать выгодные для города и бизнеса финансовые модели. Актуальный пример – строительство ШМСД. На проект, оцениваемый более чем в 200 млрд рублей, Коминвест планирует привлечь деньги федцентра. Для сравнения – строительство ЦКАД стоимостью более 350 млрд рублей московские власти обеспечивали силами нескольких крупных инвесторов: Crocus Goup, АРКС и «Автобан». С ними были заключены соглашения в рамках ГЧП.
Голованов же, имея перед глазами положительный опыт коллег из российской столицы, воспользоваться им не спешил.
«Капиталоемкость проекта значительная. Как я уже обозначил, общая стоимость реализации всей протяженности ШМСД – свыше 200 млрд рублей. Она будет платной магистралью. Даже наши прогнозы по выручке, которая будет генерироваться на этой магистрали, не позволят вернуть столь масштабные инвестиции. <…> Поэтому мы планируем получить свыше 130 млрд рублей федеральной поддержки в разной форме», - заявлял он в беседе с журналистами «Россия-1».
«Городовой» тоже обращал внимание на неэффективность взаимодействия Коминвеста с бизнесом. Наша редакция отмечала, что с приходом Голованова в комитет в 2019 году у ведомства снизилась динамика по проведению аукционов на предоставление предпринимателям земельных участков на инвестусловиях. В 2017 году комитет выпустил 13 постановлений об аукционах, в 2018 – 18. В 2019 проведено 8 торгов, а в 2020 – 10, но 4 из них были признаны несостоявшимися.
Коминвест перестал согласовывать статус инвестпартнера бизнесу. В 2017 году комитет выпустил 10 постановлений о присвоении такого статуса, в 2018 – 6, а за 2019-2020 годы – всего 3 постановления. Также было отмечено затягивание реализации согласованных инвестиционных проектов из-за отсутствия контроля со стороны комитета по инвестициям. Например, в 2017 году Коминвест согласовал инвестпроекты по строительству в Петербурге двух медицинских предприятий – завода жидких лекарственных препаратов «Гротекс» в городе Пушкин и фармацевтического завода «Биокад». Но по состоянию на конец июня 2021 года предприятия так и не были достроены.
Закономерным следствием пассивности стало невыполнение Коминвестом собственных планов по привлечению инвестиций в город. Из запланированных 60 млрд рублей в 2019 году город получил всего 26 млрд рублей (44% от плана), а в 2020-м комитет привлек 27 млрд рублей из 35 млрд (77% от плана). Помимо этого, снизилась привлекательность Петербурга для бизнеса. В национальном рейтинге состояния инвестклимата в регионах РФ «Агентства стратегических инициатив», показанном на ПМЭФ-2021 в июне, Северная столица заняла всего лишь 8-е место. Город оказался в одном ряду с Калужской, Самарской, Ярославской и Сахалинской областями. Хотя годом ранее Петербург был в пятерке сильнейших регионов по инвестклимату и занимал 4-е место.
Напомним, депутат ЗакСа Борис Вишневский на заседании ЗакСа 6 октября заявлял, что законодательство о ГЧП в Петербурге, за которое отвечает Коминвест Романа Голованова, требует доработки. В первую очередь из-за его непрозрачности, что не дает возможности отследить движение бюджетных средств.