Несколько лет назад Петербург пополнился новым монументом, посвященным «самому петербургскому поэту» Александру Блоку.
Однако, вместо ожидаемого почитания, памятник высотой 3,6 метра, установленный на улице Декабристов, практически рядом с домом, где творил поэт, вызвал шквал споров среди неравнодушных горожан.
Место, направление и «городское пространство»
Как известно, петербуржцы отличаются своей активной гражданской позицией, и подобный объект не мог остаться незамеченным. Многих не устраивает выбор места для памятника.
Предполагается, что он находится «далеко от музея-квартиры и окон Блока».
Критики указывают на парадоксальность расположения: Блок, по некоторым сведениям, искал уединения на окраине, стремясь быть «подальше от людей», а памятник тем временем «стоит, обращенный лицом к городу».
Возникали предложения разместить монумент непосредственно у квартиры поэта, где могло бы возникнуть новое городское пространство для мероприятий и чтений.
«Говорили, что если разместить памятник у квартиры поэта, то на этом месте может возникнуть новое городское пространство, где будут проводить мероприятия и чтения стихов, а так он как “не пришей кобыле хвост”, уж извините за жаргонизм», — отмечается в обсуждениях.
Читая «Двенадцать» для понимания
Интересно, что в народе бытует версия, согласно которой степень «отторжения» скульптуры значительно снижается, если перед ее просмотром перечитать поэму «Двенадцать».
Это говорит о попытке найти более глубокое смысловое обоснование для столь неоднозначного произведения искусства, связывая его с творческим наследием самого поэта.
Памятник, таким образом, становится не просто бронзовой фигурой, а поводом для диалога — как с самим Блоком, так и с городом, который он так любил и отражал в своем творчестве.