Когда Петр I в 1703 году основал Санкт-Петербург, то мечтал о новой столице России, которая не будет похожа на несовременную в тот момент Москву.
Выбор места пал на устье реки Невы, которая должна была стать главной водной артерией города и обеспечить выход к Балтийскому морю. Но император не мог и представить, насколько непредсказуемой и сложной окажется эта река для жизни и развития города.
Нева — река с характером
Нева — одна из самых коротких, но полноводных рек в мире. В ее дельте множество рукавов и каналов, что превращает Петербург в настоящий город на воде. Однако в начале XVIII века русские строители почти ничего не знали о природных особенностях Невы.
Шведы, которые до этого владели этими землями, имели данные о режимах рек, но не делились ими. Поэтому первые годы Петербург строился в условиях постоянных наводнений и непредсказуемых приливов, а это затрудняло возведение города и делало реку опасной и труднопроходимой.
Почему в Петербурге долго не было мостов через Неву?
Самый удивительный факт — это то, что в течение долгого времени через Неву не было ни одного моста, сообщает сайт Культура.рф. Это объясняется сразу несколькими причинами:
- Нева — река с сильным течением и постоянными колебаниями уровня воды. Частые наводнения и ледоходы создавали сложности для строительства прочных мостов.
- Петр I и его сподвижники сознательно не торопились с мостами, чтобы стимулировать развитие водного транспорта. Хотя прямого указа об этом не было. Лодки и парусные суда были основным средством передвижения по городу, император мечтал сделать из Петербурга Северную Венецию.
Водный транспорт был настолько важен, что лодки считались ценным имуществом, а перевозы через реку приносили хороший доход.
Как строили город на воде
Петербург строился на островах дельты Невы, что само по себе было огромным вызовом. Чтобы создать город, нужно было осушать болота, укреплять берега, прокладывать каналы и насыпи.
Работали тысячи крестьян, пленных шведов и переселенцев из разных уголков России. Многие умирали от тяжелого труда и сурового климата.
Первые набережные были деревянными, а с середины XVIII века начали облицовывать гранитом. Мосты начали строить не через Неву, а через впадающие в нее меньшие реки и каналы. Первый постоянный мост через Неву появился только в середине XIX века.
Значение Невы для Петербурга
Нева была и остается главной артерией города. По ней доставляли строительные материалы, сплавляли лес и камень, здесь базировался морской порт и верфи, откуда начинался российский флот.
В XVIII–XIX веках гранитные набережные и мосты Большой Невы стали визитной карточкой Петербурга, а сама река — символом величия империи.