Дата 25 июня богата на события, оставившие след в истории Санкт-Петербурга.
1720: Рождение российской сахарной промышленности
В 1720 году в Петербурге была открыта первая в России сахарная фабрика.
Власти, понимая потребность столицы в этом важном продукте, предложили купцам Еремею Кизелю и Павлу Вестову заняться «бизнесом», выделив им участок земли на берегу Большой Невки (где сейчас находится Выборгская набережная).
Удобное расположение у казенной пристани позволяло без проблем разгружать заграничный тростниковый сахар-сырец.
Выработка сахара-рафинада на первом сахарном заводе составляла около 600 пудов.
В деревянных зданиях сахар-сырец растворяли в воде, очищали от примесей и осветляли с помощью костяного угля и крови животных, упаривали и получали сахар в виде песка и рафинада, известные, как «сахарные головы».
В 1739 году место, где находился первый завод Вестова, назвали Сахарным переулком.
Фабрика, на которой работали всего 14 человек, просуществовала до Октябрьской революции, став одним из символов зарождения российской промышленности.
1730: Центр лютеранской общины на Невском
В 1730 году, в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, была освящена лютеранская церковь Святых Петра и Павла, расположенная на Невском проспекте, дом 22/24.
Рядом с церковью через несколько лет построили два дома для служителей кирхи, а за церковью была размещена школа (Петришуле), существующая до сих пор.
Здание церкви было построено в декабре 1727 года, когда вице-канцлер Российской империи барон Остерман дал разрешение на постройку кирхи на участке «Невской першпективы».
В то время это место было пустынным и пользовалось дурной славой. Пастор Крейц даже опасался недостатка в воде, злоумышленников, убийц, воров и разных превратностей, случающихся обыкновенно с тем, кто живет далеко от своих соседей.
Тем не менее, кирха была построена и стала важным духовным центром для лютеранской общины Петербурга, внося свой вклад в культурное и религиозное многообразие города.
1813: Всенародное прощание с героем
Как пишет телеканал «Санкт-Петербург», в1813 году в Казанском соборе был похоронен великий русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
Газета «Северная почта» в своем репортаже писала о грандиозном шествии, которое сопровождало гроб полководца:
«отряды войск, пехотных и конных, и артиллерия с своими орудиями. Шествие сие продолжалось… от Триумфальных ворот через Калинкин мост до Никольского собора и оттуда… к Казанскому собору. Все дороги и улицы усыпаны были зеленью, а по иным местам и цветами».
Сохранились воспоминания Николая Логинова, который писал о невероятном наплыве народа из города и окрестностей, воодушевлении, которое не позволило везти катафалк на лошадях:
«лишь за две версты от города выпрягли лошадей, и до Казанского собора не было недостатка в благонамеренных гражданах, чтобы нести гроб на плечах и двигать катафалк».
Похороны Кутузова стали символом всенародного почитания героя Отечественной войны 1812 года, подтвердив его место в российской истории.
1926: Революционные перемены в музыке Петропавловки
В этот день в 1926 году в полдень куранты Петропавловского собора впервые сыграли «Интернационал».
До этого времени часы исполняли церковный и монархический гимн, за что в революционные дни их расстреливали из ружей большевики.
Уже в советское время куранты стали исполнять гимн СССР, символизируя смену политической власти и идеологии.
Сегодня же механизм часов снова исполняет гимн Российской империи. Гимн «Боже, Царя храни…» можно услышать в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут звучит колокольный перезвон из четырех музыкальных фраз.
В 2001 году на колокольне Петропавловского собора был установлен карильон, изготовленный в Голландии, состоящий из 51 колокола. На одном из них можно прочитать надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!»
Смена музыкальных произведений, исполняемых курантами Петропавловского собора, — это отражение политических и социальных изменений в стране.
Дата 25 июня — это калейдоскоп петербургской истории, отражающий ее многогранность и переменчивость.