Свернув с центральной аллеи Александровского парка в Царском Селе, в лесу стоит высокая, величественная, немного таинственная готическая башня. Это Шапель.
Рассказываем о месте, полном историй, загадок и удивительных поворотов судьбы.
Рождение «Капеллы» и её сердце
«Шапель» в переводе с французского означает «капелла» или «часовня». Изначально этот необычный павильон задумывался именно как место для святыни.
Появилась Шапель в 1828 году, уже при Николае I, но идея её создания родилась ещё при его старшем брате, Александре I.
Самая удивительная часть истории Шапели связана с мраморной статуей Христа. Мать Александра I, Мария Федоровна, когда-то приобрела это великолепное творение у знаменитого скульптора Даннекера.
Статуя предназначалась для московского храма, но что-то пошло не так, и Мария Федоровна передала её сыну.
Именно для этой статуи, такой дорогой и искусно выполненной, и был построен павильон Шапель. Неудивительно, что местные жители в XIX веке прозвали её «Башней Спасителя».
Говорили, что скульптор Даннекер работал над этим образом Христа целых восемь лет, вдохновляясь снами и постоянно читая Священное Писание.
В итоге, получилась не просто скульптура, а настоящее произведение искусства, наполненное глубоким духовным смыслом, несущее особую энергетику.
Наверное, поэтому статуя пережила все бури XX века: революцию, когда в самой Шапели устроили коммуналку, и войну. Её эвакуировали, и сегодня увидеть её можно в Эрмитаже.
Искусственные руины: мода и замысел
Архитектор Адам Менелас, создавая Шапель, придал ей очень необычный вид. Это были частично разрушенные готические руины.
Одна из двух башен увенчана острой крышей, а вторая будто бы специально сломана, кажется, что она простояла так века. Башни соединяла полукруглая арка.
Окна украшали витражи на библейские сюжеты, добавляя ещё больше таинственности. В те времена, в начале XIX века, это была настоящая мода: создавать в парках искусственные руины.
Они добавляли романтики, напоминали о давно ушедших временах. Над всем этим великолепием возвышался флюгер-петушок.
Сегодня на шпиле его копия, а сам, потрепанный временем, оригинал бережно хранится в нише арки.
Подземные ходы и тайные встречи
Как и всякое готическое строение, Шапель быстро обросла легендами.
Самые захватывающие истории связаны с подземным ходом. Рассказывают, что винтовая лестница Шапели вела глубоко под землю, в тоннель шириной полтора метра.
В начале XX века служители парка спускались туда и обнаружили, что ход уходит на 20 метров в глубину, а через 800 метров он завален кембрийской глиной.
Это важная деталь, ведь такая глина не пропускает воду, а значит, подземный ход мог спокойно проходить даже под озёрами и каналами парка, не затапливаясь.
После революции эти таинственные подземелья стали убежищем для грабителей и бандитов, нападавших на посетителей парка. В 1921 году красный комиссар приказал забетонировать вход.
А ещё, по слухам, в XIX веке Шапель была местом тайных ночных собраний масонов. Хотя это и вызывает вопросы, ведь масоны были под запретом, а парк — императорский.
Интересно, что в 90-х годах XX века, уже в наше время, по тем же преданиям, здесь собирались члены запрещенной секты. А оставленные на стенах знаки — это их рук дело.
От Забвения к Возрождению
Судьба Шапели в XX веке была непростой. Во время фашистской оккупации немцы устроили здесь наблюдательный пункт ПВО. Погибли прекрасные витражи, были утрачены куранты.
После войны здание не восстанавливали, и оно постепенно превратилось в настоящие руины.
Долгое время Шапель была доступна всем желающим. Это романтичное, заброшенное место пользовалось огромной популярностью у молодежи.
В заложенном когда-то входе постоянно проделывали лазы, внутри валялись бутылки, окурки, а на стенах появились граффити.
Однако времена меняются. С 2015 года началась долгожданная реставрация. И вот сегодня павильон Шапель полностью восстановлен. Теперь это вновь «искусственные руины».