Это осознанный градостроительный жест, зафиксировавший главное направление роста имперской столицы. Петербург уперся в Финский залив с севера и нашел единственный возможный путь для экспансии — на юг.
Прагматика выбора
Северное и северо-западное направления (Васильевский остров, Петербургская сторона) были ограничены широкими рукавами Невы и сложной, болотистой местностью. Осваивать их было дорого и долго.
Южное же направление, в сторону Новгородского тракта (главной сухопутной дороги вглубь страны), предлагало относительно сухие земли и стратегическую связь с империей.
«Лучи» стали каркасом, на который нанизывалась новая застройка. Невский проспект быстро превратился в парадную витрину — «першпективу», соединяющую Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой.
Это был путь духовный и светский одновременно.
Функциональное разделение
Интересно, что лучи не были идентичны.
- Невский — для презентации, торговли, светской жизни.
- Гороховая вела к Сенной площади, к «чреву Петербурга», к местам торговли и трущоб.
- Вознесенский проспект занимал промежуточное положение.
Таким образом, двигаясь по разным лучам, вы попадали в разные социальные слои города. Эта специализация закрепилась на века.
Новый канал — Обводный — стал логичной южной границей, заводским поясом, отделившим упорядоченный центр от растущих предместий.
Повседневная жизнь на лучах
Для горожанина лучи были основными транспортными коридорами. По ним въезжали в город и покидали его.
По Невскому не только прогуливались, но и ехали дилижансы, здесь селились банкиры и открывались модные магазины.
Гороховая была ближе к чиновничьему миру, ведущему к Сенату и Синоду. Застройка «в красную линию» (без отступов) создавала эффект единого фасадного фронта, дисциплинирующего пространство.
Прогуливаясь сегодня по началу этих проспектов, вы идете по маршруту, который на 200 лет определил ритм и направление городской жизни. Это не случайные дороги, это артерии, пульсирующие с момента их зарождения.