Где у революции начало?

Где у революции начало?

Недавние события в Грузии, на Украине и в Киргизии заставили российские политические круги активно обсуждать возможность «управляемой революции» и в нашей стране.

Недавние события в Грузии, на Украине и в Киргизии заставили российские политические круги активно обсуждать возможность «управляемой революции» и в нашей стране. Большинство экспертов сходятся во мнении, что постановка «оранжевого» сценария в Москве маловероятна. Дескать, менталитет у нынешних москвичей отнюдь не бунтарский. А насколько реалистичен вариант «управляемой революции», берущей свое начало... в Петербурге? Как-никак, статус «колыбели трех революций» в некотором смысле предрасполагает. И не только он

Ты чьих будешь?

Безусловно, чтобы разыграть столь сложную пьесу, необходимы хорошие, профессиональные «актеры». Но на сегодняшний день можно смело утверждать, что подходящей политической силы в Питере нет. Пройдемся по всему городскому политспектру, что называется, слева направо.

Итак, коммунисты. Несмотря на самую революционную идеологию, ждать серьезной «оранжевой» активности от петербургской ячейки КПРФ в настоящее время не приходится. Дело в том, что питерские адепты Геннадия Зюганова состоят в достаточно добрых, если не сказать теплых, отношениях с нынешней хозяйкой Смольного. Очевидно, не без взаимности. Как отмечают достаточно осведомленные источники, коммунистическое руководство в Питере с завидной регулярностью наведывается в бывший свой «генеральный штаб революции», где в наше время разместилось правительство города, для проведения «консультаций». Говорят, что и в оппозиционный альянс «Петербургское гражданское сопротивление» (ПГС) руководители питерской КПРФ вошли лишь из глубокого уважения к госпоже губернатору. Дескать, чтобы держать руку на пульсе. Ну, и отводить эту самую руку от городской главы, если что.

Политическая «младая поросль» — «роднинцы». Несложно предположить, что основным их активом является с трудом, по крупицам собранная фракция в Законодательном собрании города. А этот субъект петербургской политики, как говорят, полностью контролируется одним из вице-губернаторов. Что также обеспечивает высокую степень лояльности и отсутствие революционности любого окраса.

Партия «Яблоко». Также вошла в созданное на волне «льготного» протеста пенсионеров ПГС. Благодаря этой же волне фруктовые руководители заимели вожделенный «доступ к телу», то бишь пропуск в Смольный. Очевидно, терять данный подарок судьбы «яблочники» пока не готовы, потому от резких движений тоже, вероятно, воздержатся.

Ну, и, наконец, правые. В силу своей полной никчемности в Питере попасть в обитель городской власти им просто не суждено: правых не зовут за ненадобностью.

Как видно, из нашего анализа выпал «центр». Главным образом потому, что занимающая его «Единая Россия» не просто лояльна действующей власти. Можно сказать, что это суть одно и то же. Потому как основной «медвежий» костяк в городе — депутаты питерского ЗакСа. Люди, которые сумели сначала занять одну пятидесятую политической ниши в Петербурге, а затем уж вступили в партию. Но самое парадоксальное, что, по оценке наблюдателей, «партия власти» не имеет политического веса в Питере! И все те же январские волнения льготников это показали как нельзя лучше. Фактически, «Единая Россия» не сумела продемонстрировать себя настоящим «антикризисным управляющим». Налицо было явное отставание от ситуации. Да и пресловутый митинг поддержки федерального правительства был проведен лишь после непосредственной указки из Москвы.

Так о какой реальной политической силе в Питере можно говорить сегодня?

Шерше ля фам

По большому счету, всю тяжесть преодоления январской «революции пенсионеров» вынесли на своих хрупких плечах Валентина Матвиенко и Алла Манилова. Именно им удалось, хоть и с опозданием, выстроить грамотную стратегию в сложившейся кризисной ситуации. В действие пошли, как водится, две тактики: кнута и пряника. Кнутом стал массированный пропагандистский накат как на непосредственных подстрекателей народного бунта, так и на саму «революционную целесообразность». А пряник, естественно, был преподнесен лидерам «вписавшихся» в протест политических структур в виде некоего консультативного совещания с губернатором. Особенно это польстило тем из вовремя словивших момент организаций, которые раньше пребывали в числе городских маргиналов: «яблокам» и «лимонам». Но не исключено, что в процесс раскачивания ситуации были вовлечены и представители старой питерской элиты, явно недовольные своим положением при нынешней администрации.

В связи с вышеперечисленным интересно вот что. На фоне достаточно заметного местного успеха в деле урегулирования льготных волнений, спровоцированных действиями как раз-таки федерального центра, усилились слухи о скорой отставке питерского губернатора. А ведь если звезды зажигают...

Скоро грянет буря?

Если отставка госпожи Матвиенко состоится, то это можно будет расценивать именно как приготовление к неким событиям. Причем именно вариант «управляемой революции» является наиболее приоритетным в числе возможных. Как это будет? Ну, скажем, следующим образом.

Очередное недовольство жителей (а поводов для него российское правительство предоставит еще с лихвой) начинает активно «подогреваться». Причем для этих целей используется один из городских телеканалов и пара-тройка бесплатно раздаваемых газет. Естественно, в достаточных масштабах, чтобы город не остался равнодушным. На волне недовольства петербуржцев на ближайших выборах в городской парламент приходят некие оппозиционные силы (под флагом демократических свобод, либеральной экономики или же посрамленной национальной гордости — неважно). Если выборы выиграть не удается, то народные волнения продолжают нагнетаться, теперь уже под предлогом подтасовки результатов народного волеизъявления. Пример политики прямого действия не где-нибудь, а на родине действующего президента начинает свое победное шествие в регионы.

Ясно, что для динамичного и стройного развития подобного сценария необходимо грамотное и структурированное руководство, а также солидное финансовое обеспечение. Так кто же может стоять за такой постановкой «управляемой революции»?

Автора! Автора!

Истинного автора подобного сюжета найти будет сложно, потому что слишком многие могут быть заинтересованы в подобном развитии событий. Естественно, каждый предполагает свое видение финальной сцены.

Во-первых, во временной дестабилизации могут быть заинтересованы те, кто стремится законсервировать существующую ситуацию. Что имеется в виду? Достаточно вспомнить так называемый Алжирский вариант. В 1997 году в Алжире законным путем к власти пришли исламисты. Это стало поводом для узурпации власти действовавшим президентом. Причем весь мир признал результаты государственного переворота из предпочтения иметь дело с проверенным партнером, а не с экстремистами. Таким образом, не исключено, что и в Кремле есть некие силы, желающие любой ценой сохранить свое положение и после судьбоносного 2008 года. И победоносный разгром, скажем, прорыва во власть националистов может служить тому очень убедительным для Запада основанием.

Другой вариант является прямо противоположным предыдущему. Разжигать пожар в Питере могут те, кто в сегодняшней России оказался просто не у дел, а то и вовсе в опале у действующей власти. Очевидно, что эти силы постараются максимально раскачать ситуацию, демонстрируя все тому же Западу (а заодно и всей стране) полный паралич выстроенной Владимиром Путиным вертикали власти. При этом, опять-таки, лучше всего подходят националисты, которых можно будет демонстрировать иностранным наблюдателям в качества основной и понятной без перевода страшилки. Дескать, если сейчас просвещенная Европа и заокеанские спонсоры не поддержат «силы демократии», то о спокойной и предсказуемой России можно забыть навсегда.

Примечательно, что оба предыдущих варианта предусматривают заинтересованность в устранении со своего поста действующего питерского губернатора, дабы «антикризисный управляющий» не путал карты.

Отдельным игроком в возможной «управляемой революции» могут выступить упоминавшиеся ранее представители старой региональной элиты. Известно, что ловить свою золотую рыбку всегда лучше в чужой мутной воде. А в том, что у старой питерской гвардии для этого достаточно и ресурсов, и амбиций, подавляющее большинство наблюдателей не сомневается.

Также несомненно, что свой миг удачи в политическом «землетрясении» будут искать многие партийные и околопартийные структуры, о чем я сказал выше. Тем более, если с игровой доски будет удалена фигура главы города, и существующие на сегодняшний день договоренности утратят какую-либо силу.

Фантастика?

Кому-то описанный сценарий может показаться нереальным. Но январские события показали, что интерес, и интерес серьезный, к подобным разработкам имеется. Сразу после начала активных действий льготников было инициировано создание «Петербургского гражданского сопротивления». О том, что под этот проект оперативно пошло финансирование, несложно было догадаться по выпущенному под ПГС огромному количеству листовок и стикеров. Не исключено, что именно сложение ресурсов и наличие серьезных материальных средств неожиданно сплотило ранее не замеченные в сотрудничестве «Яблоко» и НБП. Кстати, еще одна примечательная деталь: некоторые политические структуры города, изначально поддержавшие инициативу создания ПГС, позже посчитали за лучшее отмежеваться от этого альянса. И что не менее показательно, все «отщепенцы» отказываются комментировать, что же их спугнуло.

Сегодня в Питере относительное политическое затишье: многотысячных санкционированных митингов нет, несанкционированные вообще отсутствуют, да и весенняя периодичность проведения уличных акций несоизмерима с зимней. Но зловещее «оранжевое» ожидание практически повисло в воздухе. Вероятно, от реализации проекта всех потенциальных «заказчиков» удерживает только одно: «управляемая революция» далеко не всегда поддается реальному управлению. А потому, кому достанутся ее плоды — еще большой вопрос...

Владимир Андропов
Газета Московский Комсомолец в Питере №16/29 за 20-04-2005