Многообещающий Сурков как гарант демократии

Многообещающий Сурков как гарант демократии

Владислав Сурков обозвал «полудурками» всех тех, кто рисует свастику, пообещал лично проследить, чтобы в России не возникало «оранжевой» революции, не исключил дезинтеграцию России и заверил, что свободы слова в нашей стране никогда не было.

Владислав Сурков обозвал «полудурками» всех тех, кто рисует свастику, пообещал лично проследить, чтобы в России не возникало «оранжевой» революции, не исключил дезинтеграцию России и заверил, что свободы слова в нашей стране никогда не было. Выступив перед журналистами, замглавы кремлевской администрации, который обычно предпочитает оставаться в тени, высказал весьма любопытные суждения. Программными их назвать крайне сложно. Привыкнув встречаться с представителями молодежных организаций, замглавы кремлевской администрации попытался «на языке трех осин» рассказать о суверенной демократии, о свободе, о проблемах партийного строительства. Говорил сдержанно, мудро, взвешивая каждое слово. Почти как президент. Или наоборот.

Для своей встречи с журналистами «серый кардинал» политической арены страны выбрал представительное собрание региональных «акул пера», собранных на медиа-форум партией «Единая Россия». Еще в начале мероприятия один из членов ИК партии Александр Астафьев заявил: «Тут у нас много федеральных СМИ аккредитовалось, так что если они будут спрашивать, как вам навязывают идеологию партии, вы не стесняйтесь – рассказывайте». Надо отметить, что 300 журналистов, собранных в московском ГК «Измайлово», разделили на несколько групп по региональному признаку – видимо, для того, чтобы было проще «обрабатывать». Вот с одной из этих групп Сурков и пожелал встретиться. Но слухи о возможном появлении таинственного гостя вызвали такой ажиотаж, что организаторам ничего не оставалось, как собрать всех вместе, при этом попросив удалить камеры, выключить диктофоны (закрыть глаза, уши и вообще куда-нибудь спрятаться). Сам же Сурков, который изначально был заявлен как оратор на тему суверенной демократии, лекции решил не читать и тут же предложил ответить на интересующие вопросы.

«Тот, кто рисует свастику, – не русский человек. Это делают либо полудурки какие-то, либо некоторые взрослые, которые знают, зачем они это делают», - заявил Владислав Сурков, напомнив в своих рассуждениях о ксенофобии знаменитое по своей резкости «мочить в сортире». По мнению Суркова, русского фашизма не бывает. Он напомнил, что нацисты вообще считали русских «недочеловеками». Рассуждая о ксенофобии, Сурков коснулся и международных тем, в очередной раз «открыв Америку». И в прямом, и в переносном смысле: в качестве примера борьбы с расовой дискриминацией замглавы президентской администрации привел американское кино, где сперва в фильмах «черные» и «белые» появлялись в качестве напарников, а спустя некоторое время «черные» даже становились начальниками. Таким образом, по мнению Суркова, в США разряжают обстановку. В России же, как и на вчерашней встрече, в таких случаях вспоминают, что проблемы ксенофобии проистекают от банального – от плохого образования, отставания экономики страны, коррупции и упадка культуры.

Еще одна истина, которую «открыл» Сурков, касается дезинтеграции. Оказывается, она возможна в России. Впрочем, от этого, по его словам, не может быть застрахована ни одна страна – как и от эпидемии оспы, если не прививаться, конечно. Сегодня есть угрозы дезинтеграции в России, связанные с проблемой межнациональных отношений. А спасение – в развитии инновационной экономики и в уходе от сырьевой зависимости. Еще одно спасение – сам Сурков, который пообещал лично сделать все возможное для того, чтобы не допустить в России возникновения «оранжевой» революции. Правда, каким образом и в каком качестве он будет реализовывать свое обещание, Сурков не уточнил. «У нас не будет никакой революции... Я не люблю никаких революций, тем более таких смешных», - отметил Сурков, предварительно раскритиковав то, что происходило на Украине. По его словам, в нашей стране есть люди, обеспеченные ресурсом, которые хотели бы, чтобы что-то подобное произошло и у нас. А то, что происходило на Украине, по его мнению, вообще была не революция, а какая-то «борьба внешних сил», во время которой термин «революция» использовался для того, чтобы оправдать нелегитимные действия. Как выяснилось на встрече, Сурков о терминах поговорить любит, но стесняется. Сообщив присутствующим, что рассуждать над терминологией «суверенной демократии» ему неинтересно, напомнил, что это понятие «родили» совсем не в администрации президента, мол, оно был известно еще в 1994-м году.

Поговорил Сурков и о самом главном спасении России – о сильных и единых партиях. Например, таких как «Единая Россия». То, что ЕДРО сохранит свое доминирование, по мнению Суркова, вполне очевидно. "Какая сейчас самая популярная сила в России? "Единая Россия". Имеет ли она возможность сохранить свою силу? Имеет", – порассуждал Сурков. Однако, по его прогнозам, через несколько лет в стране может быть несколько крупных политических объединений. Однако, как оказалось, многопартийность не совсем устраивает «Единую Россию», члены которой высказывались по поводу будущего объединения «Родины», РПЖ и РПП крайне истерично и негативно. Например, Валерий Драганов, заявил, что этот конгломерат не наберет не только прогнозируемых ими 10 процентов, но и обсуждаемых в ЕДРЕ семи «проходных». «Миронов выглядит комично... мы – реальные, мы не собираемся делиться...», – «зажигал» Драганов на одной из встреч с журналистами. Сурков же дал понять, что в объединении «Родины», РПЖ и РПП не видит ничего плохого. И опроверг досужие слухи о том, что является идеологом этого объединения. По его словам, решение о слиянии руководители партий принимали самостоятельно. (Напомним, что по неофициальной информации, идеологами этого объединения назывались руководитель администрации президента Сергей Собянин и его заместитель Владислав Сурков). По его мнению, возможно не только эффективное объединение этих партий, но и возникновение новых сильных политических объединений, то есть двухпартийная система – совсем не догма. А вот судьбу своего «детища» - движения «НАШИ», предсказать Сурков не смог. Пока понятно только то, что движение динамично развивается (неясно в какую сторону), а так же то, что вливаться в крупные партии не будет.

Поговорил Сурков и о свободе, в том числе – свободе слова. Последняя тема оказалась весьма «болезненной» для замглавы президентской администрации, который в свое время работал на ОРТ, и вызвала бурное обсуждение роли «четвертой власти» в России. «Я работал на ОРТ как раз в 1990-е годы и я очень хорошо знаю изнанку той свободы слова, о которой вы говорите», – заявил Сурков. Мол, если СМИ обвиняют все ветви власти в коррупции, то ее надо поискать и в «четвертой». А если кому-то что-то запрещают писать, нужно поинтересоваться у работодателя, к кому он попал в зависимость. Если ОРТ, например, брало кредиты и их отдает, то у НТВ с кредитами проблемы: взято их слишком много, а отдавать не с чего. Вот только в Кремле искать причины своих проблем не надо, считает Сурков, а то появляется «какой-то моноцентризм» и все, кто «встал не с той ноги» во всех смертных грехах начинают винить Кремль. В то время как там как раз-таки думают о суверенной демократии и в свободе. О настоящей. О такой, при которой можно не только иметь право передвигаться, но и иметь ресурсы для этого; не только иметь право покупать все, что захочется, но и располагать необходимыми для этого дензнаками. В 1990-е годы свободы слова на самом деле не было, считает Сурков. А сейчас она есть. «В 90-е годы была цензура. Четвертая власть тогда была не менее коррумпирована, чем все остальные власти... Сейчас же власть добивается баланса между порядком и свободой», - заверил Сурков. В оживленную дискуссию на тему свободы слова вступили и остальные участники «круглого» стола (приглашенные политологи и журналисты). Даже владыка Феофан, по совместительству член общественной палаты России. Он-то и напомнил журналистам об ответственности за каждое написанное слово и о необходимости думать о последствиях написанного.

«Зачем нам строить демократию? Строили коммунизм, а демократией жить надо», – открыл еще одну истину Сурков. Вот только под конец дня оживленных дискуссий на тему развития «ЕДРА» и двух часов занимательного разговора с замглавой президентской администрации так и осталось непонятным, зачем пришел Сурков, равно как и остальные участники дискуссий. То ли лекцию почитать, то ли пресс-конференцию дать без информационного повода. То ли действительно идеологию разъяснить – и партийную, и прокремлевскую. Однако, по всей видимости, такой ажиотаж вызван предстоящими выборами в федеральный парламент, в ряд региональных, например – в петербургский и областной законодательные органы, переназначениями глав субъектов федерации и в финале – сменой лидера страны. И если сегодня возможными преемниками называются две наиболее вероятные фигуры – Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, то еще после парочки подобных полуофициальных дискуссий может появиться и третья фигура. Как говорится, есть о чем подумать. В том числе и самому Суркову.

Александра Медведева,
Фонтанка.ру