"Аврора" ждет приказа

"Аврора" ждет приказа

Депутаты петербургского парламента вновь подняли тему о судьбе крейсера «Аврора». На этот раз они обратились к президенту Путину с просьбой вернуть кораблю военный экипаж. В запросе ЗакСа никакой

Депутаты петербургского парламента вновь подняли тему о судьбе крейсера «Аврора». На этот раз они обратились к президенту Путину с просьбой вернуть кораблю военный экипаж. В запросе ЗакСа никакой конкретики и явное незнание реального положения дел на крейсере. Лишь только популизм и пафосный отсыл к легендарному прошлому «Авроры». «Фонтанка» решила выяснить, что было, что есть, что будет и на чем успокоится сердце боевого корабля №1 ВМФ России.

Депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Единой России» Андрей Васильев инициировал обращение парламентариев к Владимиру Путину с просьбой вернуть крейсеру «Аврора» статус корабля № 1 в составе Военно-морского флота с сохранением военного экипажа. Это уже второе подобное послание народных избранников.

Первое было в 2010 году, его адресовали министру обороны Анатолию Сердюкову, а ответил главком ВМФ Владимир Высоцкий, который утверждал, что беспокойство депутатов напрасно. «Статус, подчиненность и порядок содержания крейсера «Аврора» останутся прежними», - написал тогда адмирал, пояснив, что в рамках «переформирования» на корабле останется экипаж из трех военнослужащих (1 командир — капитан 2-го ранга, 2 матроса) и 28 человек гражданского персонала.

Как справедливо отметили спустя полтора года депутаты в своем запросе, эта информация не соответствует действительности.

«Командира на корабле нет, численность военного экипажа значительно снижена, гражданский персонал отсутствует. Есть все основания говорить о саботаже приказа Минобороны Российской Федерации", – говорится в послании к верховному главнокомандующему.

Правда, с саботажем вышла неточность. Напротив, все, что сейчас происходит с «Авророй», происходит с ведения и согласия Анатолия Сердюкова. Напомним, что военный экипаж покинул крейсер 1 декабря 2010 года, а сам корабль полностью перешел в ведение Центрального военно-морского музея. Такое решение было принято после того, как (как выяснила "Фонтанка", по личному приказу главкома Высоцкого), на борту «Авроры» была проведена незаконная вечеринка VIP-персон.

После разразившегося скандала адмирал объявил выговоры офицерам, выполнявшим его приказ, а основное наказание понесла сама «Аврора», которую решили вывести из состава ВМФ. Решение было принято в 2009 году, однако на сегодняшний момент крейсер по-прежнему состоит в Регистре военных кораблей. Изначально действительно планировалось, что на «Авроре» останется один офицер и два матроса и гражданский персонал. Однако набрать почти три десятка человек для работы в музее с соответствующим окладом, как ни странно, не получилось. На «Авроре» остались только несколько уволенных в запас военнослужащих, которые из патриотических соображений не хотят бросать корабль боевой славы на произвол судьбы.

В октябре 2011 года произошло новое ЧП. Активисты анарходвижения «Еда против бомб» и «Народная воля» прошли на корабль под видом туристов. Разделившись на две группы, одни отвлекали персонал, а другие забрались на мачту и развернули флаг «Веселого Роджера» и полотнище с надписями «Реставрация» и «Голод - не тетка». Освобождение «Авроры» от «захватчиков» превратилось в целое шоу с привлечением полиции, МЧС и психологов. Анархистов с мачты сняли, мировые судьи их оштрафовали. Проведенная военной прокуратурой и командованием ЗВО проверка показала, что с уходом военного экипажа фактически «Аврора» осталась беззащитной перед вандалами и хулиганами.

О сложившейся ситуации доложили министру Сердюкову. Командующий войсками ЗВО Аркадий Бахин предложил выход из ситуации. Из числа военнослужащих ЛенВМБ был сформирован наряд прикомандированных матросов, который стал нести круглосуточное дежурство. Принимая такое решение, военачальники понимали, что мера временная и с кораблем нужно что-то делать.

В итоге на подпись Анатолию Сердюкову легла бумага с предложением перевести корабль боевой славы в статус полноценного музейного объекта с передачей его в полное ведение ЦВММ, штатный состав «экипажа» комплектовать исключительно за счет гражданского персонала в количестве 30 человек, а охрану объекта поручить либо полиции, либо частной охране. Документ был подготовлен начальником Генштаба Николаем Макаровым. Генерал армии считает, что таким образом можно будет минимизировать расходы на содержание персонала, обеспечить экскурсионную деятельность, поддерживать порядок и предупреждать противоправные акции.

26 декабря 2011 года Анатолий Сердюков поставил на документе свою визу «Согласен». По данным «Фонтанки», с 1 августа «Аврора» вновь лишится военного покровительства и защиты. Однако и реализация этого плана весьма сомнительна, причем не с точки зрения здравого смысла, а с точки зрения действующего законодательства. Дело в том, что в настоящее время с юридической точки зрения "Аврора" - "несамоходное судно, находящиеся в отстойнике". На борту крейсера до сих пор находятся и эксплуатируются действующие оборудование и механизмы, обеспечивающие пожаробезопасность и непотопляемость корабля. Обслуживать такие механизмы может только квалифицированный персонал, судовые механики, техники и электрики, но никак не смотрители музея и научные сотрудники. А в музейном штатном расписании таких специалистов нет и быть не может, опять же в соответствии с законодательством.

Можно, конечно же, лишить "Аврору" статуса плавсредства, вывести ее из-под действия морского и речного законодательства, вытащить на берег и демонтировать все оборудование, оставив только музейные помещения. В таком случае функционирование музейного "корабля" смогут обеспечить бабушка-смотрительница и дедушка-научный сотрудник. По оценкам специалистов, сегодня дешевле вновь ввести корабль в боевой состав флота, чем окончательно музеефицировать. Кроме того, нужна ли городу и горожанам такая "Аврора"? Страшно подумать, какая буря поднимется, если только заикнуться о буквальном списании крейсера на берег.

Вот и получается, что корабль боевой славы теперь для военного ведомства словно чемодан без ручки. Возвращать на «Аврору» военный экипаж не просто нелепо, но и нерационально — моряки должны служить на боевых кораблях, а не просиживать на палубе в центре Петербурга, получая очередные звания. Но и вышвыривать корабль, который при желании и денежном вливании, можно поставить на ход, - преступно.

За все время, когда решалась судьбы «Авроры», руководству Минобороны предлагались различные варианты, как можно использовать корабль. Среди них идея создать на базе крейсера учебный центр для военнослужащих срочной службы. Проходить курс молодого бойца на настоящем корабле всяко лучше, чем сидеть три месяца в казармах. Обучать пополнение могли бы мичманы, уволенные в запас, на которых также можно возложить функции по поддержанию живучести и обеспечению порядка на «Авроре». Есть в Санкт-Петрбурге и нахимовцы, и морские кадеты, которым сам бог велел проходить обучение на историческом корабле.

Тут бы и пригодился полноценный гражданский экипаж из ветеранов флота, способных и дизель-генератор вовремя обслужить, и молодых "салаг" на борту крейсера обучить. И содержание такого экипажа вряд ли обойдется государству дороже зарплаты научных сотрудников музея и чоповцев-сторожей музея. Тем более костяк такого экипажа уже есть, именно сегодня эти люди, офицеры и мичманы запаса поддерживают "дыхание" корабля. И они готовы делать это и дальше, и не требуют за это миллионных окладов.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

Справка:

Справка:

Напомним, что поводом для изменения статуса боевого корабля первого ранга стала скандальная вечеринка, которая прошла в июне 2009 года. В ночь с 5 на 6 июня финансируемый Михаилом Прохоровым журнал "Русский пионер" отпраздновал свою годовщину на борту “Авроры". Среди гостей вечера оказался полпред президента РФ Илья Клебанов, глава "Альфа-Капитал" Михаил Хабаров, бизнесмен Олег Тиньков, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Бизнес-бомонд развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров.

После разразившегося скандала Главная военная прокуратура признала пьянство на военном корабле незаконным и внесла представление главкому ВМФ Владимиру Высоцкому. К дисциплинарной ответственности были привлечены командир «Авроры» Анатолий Бажанов (в настоящее время уволен с военной службы), командующий ЛенВМБ Анатолий Липинский (был переведен на ЧФ, а затем уволен), командующий Балтийским флотом Виктор Мардусин (понижен до замначальника Академии Генштаба). В отношении же «Авроры» издан приказ о расформировании воинской части и полной передаче на баланс Центрального военно-морского музея. «Фонтанке» удалось выяснить, что разрешение на VIP-вечеринку офицерам Балтфлота давал лично главком Владимир Высоцкий, к которому обратился с соответствующей просьбой тогдашний полномочный представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов.

Фото: Валентина Илюшина