В 2023 году на петербургских путях появился трамвай «Достоевский», вызвавший немало споров. Но сегодня речь пойдет о цвете.
Его сочетание слоновой кости и зелено-лазурного вызывает исторические ассоциации.
Красный старт, зеленый тренд
Исторически первым цветом Петербургского трамвая стал красный, как в стихотворении Николая Гумилева «Алый трамвай».
Но постепенно в палитре трамвая появились и другие цвета, в том числе зеленый, синий и их оттенки.
Оранэла: предшественница «зеленых» трамваев
Первым «зеленым трамваем» стала Оранэла, уникальная пригородная линия, запущенная в январе 1915 года.
Как пишет канал "Музей Оранэлы", «первая русская электричка» окрашивалась в зеленый цвет, как и вагоны поездов.
Но с переходом в городское трамвайное хозяйство этот колер на время исчез.
«Слоны» и «Стиляги»: возвращение зеленого
В 1950-е годы зеленый цвет вернулся как вариант окраса послевоенного трамвая ЛМ-49, прозванного «Слоном» (в паре со слоновой костью).
Свою роль сыграл ЛМ-57 «Стиляга», окрашенный в разные цвета, в том числе слоново-зеленый.
Даже «Американки» перекрашивали в зеленый.
«Золотой век»: буйство красок в 70-80-е
Широкое употребление зеленого цвета пришлось на «золотой век» ленинградского трамвая.
Каждый из десяти трамвайных парков выбирал свою цветовую схему, иногда импровизируя.
Эксперименты с цветом: желтый и зеленый
Трамвайные парки №2 (Василеостровский), №8 (Кировский) и №9 (им. Котлякова) взяли в качестве основного цвета желтый, а борта окрашивали в синий или зеленый.
Особенно эффектно это смотрелось на «Стилягах».
Зеленый навсегда?
Со временем Кировский трампарк сделал зеленый основным, а ЛВС-86 к 100-летию Оранэлы был окрашен в исторический цвет.
В 2000 году ЛМ-99, получивший прозвище «Кузнечик», также был зеленым.
«Так что зеленый цвет можно назвать одним из традиционных для трамвая нашего города», — заключают авторы.