История 5 февраля полна неожиданных поворотов. В этот день в разные годы принимались законы, которые касались самых разных сфер жизни: от правил движения на улицах до создания одной из самых засекреченных железнодорожных магистралей.
Когда доносительство стало обязанностью
В 1715 году Петр I официально поощрил доносительство, издав указ под длинным и витиеватым названием «О нечинении доносов, о подметных письмах и о сжигании оных при свидетелях на месте». В нем говорилось, что настоящий христианин и верный слуга государя не должен сомневаться в необходимости сообщать властям о заговорщиках, изменниках, бунтарях и растратчиках казны.
Доносить можно было лично императору, а если это по каким-то причинам было затруднительно – через охрану у дворца. А вот анонимные письма (подметные), которые нельзя было проверить, приказали сжигать на месте в присутствии свидетелей.
Кто ввел правостороннее движение
В 1752 году императрица Елизавета Петровна узаконила то, что уже давно стало традицией – правостороннее движение. Она повелела, чтобы все конные повозки на улицах придерживались правой стороны.
Этот закон стал первым в истории России, официально закрепившим направление движения на дорогах. Однако, как свидетельствуют историки, такая практика существовала и до этого – люди просто интуитивно выбирали правую сторону, так было удобнее.
Для сравнения, в Древней Греции придерживались левостороннего движения, что даже изображалось на монетах того времени. В Англии и ряде стран бывшей Британской империи эта традиция сохранилась и по сей день.
«Дорога Победы»: железнодорожный коридор сквозь ад
5 февраля 1943 года на карте Ленинградского фронта появилась новая магистраль – 33-километровая железнодорожная линия, получившая народное название «Дорога Победы».
За 17 дней рабочие возвели путь, соединявший станции Шлиссельбург и Поляны. Железная дорога проходила по болотам и лесам вдоль Ладожского озера, обеспечивая связь с «Большой землей» и позволяя доставлять в блокадный Ленинград продовольствие, медикаменты и боеприпасы.
О существовании этой магистрали не сообщали в новостях, ее не наносили на карты, а снимать и фотографировать «Дорогу Победы» строго запрещалось.
Это было одно из самых опасных направлений войны – железнодорожные пути находились всего в трех-четырех километрах от вражеских укреплений. Немецкие войска называли эту магистраль «коридором смерти» и пытались уничтожить ее всеми силами. За время работы трассу разрушали 1200 раз (в среднем по три попадания снарядов в день), но движение поездов не прекращалось.
Первый грузовой состав прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. А всего за год на этом направлении было сбито 102 вражеских самолета, благодаря усилиям артиллерии, зенитчиков и дымовых дивизионов, которые защищали железную дорогу.
Этот день вошел в историю как дата, когда Ленинград получил долгожданное сообщение с материком, а железнодорожная линия стала важным звеном в операции по окончательному снятию блокады.
Читайте также:
В Гатчине у гоголей начались брачные «игры»: весенние танцы в начале февраля попали в объектив
Отличите выдуманный факт о Петербурге от реального? Предлагаем проверить свои знания с помощью теста
Изменения в графике выплат пенсий в феврале: вот что нужно знать пенсионерам Петербурга