Последние новости
Теги
Категории

Забытый гигант Петербурга: Варшавский вокзал скрывал тайны, которые свели его в могилу

Варшавский вокзал
Забытый гигант Петербурга: Варшавский вокзал скрывал тайны, которые свели его в могилу
globallookpress/Semen Likhodeev

Почему вокзал заслужил сомнительную репутацию у пассажиров?

Варшавский вокзал Санкт-Петербурга — это не просто забытая страница истории, а символ целой эпохи.

Связывавший столицу Российской империи с Европой, принимавший императорские поезда, он начал свой путь в 1853 году, а завершил его в 2001-м, трансформировавшись сначала в музей, а затем и в торговый центр.

Почему же шестой вокзал Петербурга, с такой богатой историей, был закрыт?

От парадных перронов к «сомнительной репутации»

Свое название Варшавский вокзал получил благодаря Петербурго-Варшавской железной дороге, строительство которой велось на государственные средства.

Расположенный за Обводным каналом, в месте, некогда называвшемся Новой канавой, он имел, скажем так, неоднозначную репутацию. Этот район нередко становился местом трагических событий, порождая легенды о призраках.

Первое здание вокзала, открывшееся в 1853 году, по проекту архитектора Скаржинского, больше напоминало жилой дом. Однако стремительный рост пассажиропотока вскоре потребовал перестройки.

К 1860 году появилось второе, более выразительное здание по проекту Петра Сальмоновича, украшенное башней, витражами и стеклянным дебаркадером.

Именно с этих перронов отправлялся знаменитый «Норд-экспресс», здесь встречали гроб с телом Тургенева, прибывали министры, дипломаты, купцы и даже императоры.

Варшавский вокзал по праву считался «вокзалом высшего класса», о чем свидетельствовало преобладание вагонов I и II классов.

Упадок и закрытие: причины и следствия

К началу XX века международные направления стали перераспределяться, и часть поездов была переведена на другие вокзалы. С развитием железнодорожной сети Варшавский вокзал начал выполнять функции, во многом дублирующие Балтийский.

В советское время он обслуживал направления в сторону Прибалтики и Западной Украины, но его стратегическое значение постепенно утрачивалось. К 1990-му году от Варшавского вокзала отходили преимущественно пригородные поезда.

Балтийский вокзал оказался более удобным для обработки маршрутов юго-западного направления, в том числе тех, что ранее относились к Варшавскому. Объединение путей лишь усилило эту централизацию.

В постсоветское время, на фоне общего спада международного железнодорожного сообщения и упомянутого выше объединения сети, пассажиропоток на Варшавском вокзале резко сократился.

Содержание отдельного вокзала, ставшего, по сути, дублером Балтийского, становилось непозволительной роскошью.

Средств на модернизацию и поддержание инфраструктуры не выделялось, а инвестировать в обновление здания без ясной перспективы не имело смысла.

Генеральные планы 1935 и 1980-х годов предполагали радикальные изменения, включая продление Измайловского проспекта через территорию вокзала. Это дважды ставило здание на грань сноса, однако оба раза его удавалось сохранить.

Сам же вокзал все чаще воспринимался не как транспортный узел, а как препятствие для развития автодорожной инфраструктуры и жилищного строительства.

В постсоветский период город стал искать пути оживления промышленной и транспортной зоны за Обводным каналом. Девелоперский подход в итоге оказался сильнее историко-культурного.

В условиях сокращения поездов, отказа от международных направлений и отсутствия государственного интереса к поддержанию вокзала как транспортного объекта, его закрытие стало логичным шагом.

Последние поезда отошли от перронов Варшавского вокзала в 2001 году.

От музея к фуд-моллу: новая жизнь старых стен

После закрытия здания, первоначально рассматривалась идея переоборудования его в Музей железнодорожной техники. В самом же здании был открыт торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс».

Это решение вызвало неоднозначную реакцию: с одной стороны, это был способ спасти памятник архитектуры, с другой — банализация места с богатейшей историей.

Тем не менее, несмотря на сохраненные фасады, утраченный дух вокзала ощущался уже слабо.

Торгово-развлекательный центр просуществовал до 2021 года, после чего здание было адаптировано под современное пространство «Vokzal 1853».

Новый проект, открывшийся в ноябре 2022 года, попытался воссоздать «европейскую» атмосферу и вернуть зданию историческую идентичность.

Музей же, просуществовавший до 2017 года, впоследствии переехал на новую площадку у Балтийского вокзала. Постепенно прилегающая к вокзалу территория отходила девелоперам, преображая исторический ландшафт.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿 1
Поделитесь новостью