В середине 1820-х годов Санкт-Петербург получил необычное архитектурное чудо — Египетский мост через Фонтанку, возведенный по проекту Василия Андреевича Христиановича.
Этот мост, длиной около 55 метров и шириной 12, мало отличался конструктивно от своего собрата — Пантелеймоновского, но при этом был оригинален экзотическим обликом.
На нем колонны украшались стилизованными иероглифами и листьями лотоса, а у въездов стояли четыре позолоченных сфинкса.
Как вспоминал журнал «Зодчий» в 1908 году:
«проект моста предполагал инновационное соединение цепей, регулирующих качание настила с помощью подвижных тележек — конструктивный интерес, который впечатлял современников».
Память о красоте и изяществе здания сберегла даже его стоимость — 180.000 рублей, немалая сумма на тот момент.
Медленный износ и первые тревоги
В последующие десятилетия мост регулярно подвергался ремонтам — особенно масштабным в 1894 году, когда сооружение было «разобрано совершенно и капитально перестроено», а пешеходам открыли временный деревянный переход.
Такие изменения, однако, едва ли смогли остановить постепенное старение конструкции.
И уже в начале XX века, спустя почти 80 лет после возведения, мост стал уязвимым. Точнее, металл, из которого он был сделан, малозаметно начал менять свои свойства.
В 1905 году произошло событие, которое вошло в историю города и стало предметом дискуссий и расследований.
Как мост рухнул во льды Фонтанки
2 февраля 1905 года под тяжестью кавалерийского эскадрона пролеты Египетского моста рухнули прямо во льды Фонтанки.
Как пишет канал "Строительный мир", чудом никто не погиб, однако сам мост уже не подлежал восстановлению.
Опасность усугублялась тем, что по конструкции ходили многочисленные версии — от «эффекта резонанса» при ритмичном шаге военных до неподборки материалов.
Комиссия расследования установила, что причиной стали «раковины в металле» и ошибки ремонта.
Но очевидцы сразу возразили, напоминавшие, что солдаты не маршировали в ногу — «все orлоши преодолели мост верхом», а расчетам эффекта резонанса не нашли подтверждения.
Вместе с тем комиссия подчеркивала в отчете 1906 года:
«...при более бдительном надзоре крушение Египетского моста могло быть предупреждено... Слабость надзора и нечеткая организация технической части городского управления сыграли роковую роль».
Металл и холод — причина разрушения
Впоследствии сомнения вызвала версия о дефектах металла.
Известный ученый Александр Александрович Байков выдвинул гипотезу, что мост пал из-за «перерождения сварочного железа» — постепенного изменения структуры металла под действием температуры и механических нагрузок.
Он же отмечал, что «многие штанги держались буквально на одном волоске».
Эта «хладноломкость» — явление, когда металл под морозом становится хрупким, малоизвестное в те времена — объясняла внезапный обвал.
Разрушение стало уроком для инженеров и заложило основу для последующих реконструкций мостов Петербурга.
Временный мост и долгий путь к обновлению
На месте рухнувшего моста спустя всего два месяца был возведен временный деревянный переход, который просуществовал почти 50 лет, существенно выносив на себе транспортные нагрузки.
После Великой Отечественной войны его реконструировали, но капитальное сооружение появилось лишь в 1955 году.
Это была новая однопролетная металлоконструкция по проекту Владимира Демченко и архитекторов Арешева и Васильковского.
История Египетского моста осталась живой памятью о том, как архитектура и инженерия встречаются с природой и временем — иногда благословляя город, а иногда преподнося горькие уроки.