Храм Спаса-на-Крови — одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его уникальность в том, что весь интерьер украшен мозаикой.
Это самая большая мозаика в Европе. Она покрывает площадь более 7000 квадратных метров. Но за этой красотой стоит история удивительного человека — Владимира Фролова.
Как появился храм и почему он особенный
Храм построили на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. В проекте участвовали известный архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.
Изначально планировали расписать интерьер, а мозаикой украсить только фасады и иконостас. Но в результате конкурса на выполнение мозаичных работ победила мастерская Фролова.
Кто такой Владимир Фролов
Владимир Фролов родился в Санкт-Петербурге в 1874 году в семье, где мозаикой занимались несколько поколений.
Старший брат Александр открыл вместе с отцом первую в России частную мастерскую декоративной мозаики. Владимир присоединился к ним через несколько лет.
После смерти Александра в 1897 году Владимир взял на себя руководство мастерской. Его работы быстро стали известны не только в России, но и за её пределами.
Мастерская Фролова и мозаики храма
Работы по мозаикам Спаса-на-Крови шли под руководством архитектора Парланда и художников, среди которых были знаменитые Рябушкин и Васнецов. Всего над проектом трудились 32 художника.
Мастерская Фролова была не только производственным местом, но и домом для семьи Владимира. Там же жил его внук, который сохранил воспоминания о работе и жизни этого удивительного человека.
Тяжёлые времена после революции
После 1917 года в Советской России религия была под запретом. Храмы перестали строить, а мастерские, занимающиеся церковным искусством, закрывали.
Мастерскую Фролова тоже закрыли — Владимир оказался практически без работы и без дома. Но он не уехал из страны, не бросил своё дело.
В 1929 году известный архитектор Алексей Щусев помог ему получить заказ для мавзолея Ленина.
И здесь Фролов использовал стекло, оставшееся с царских времен — это значит, что мавзолей украшен императорской смальтой.
Работа в блокадном Ленинграде и последние мозаики
Фролов выжил в тяжёлые годы войны, продолжал работать даже во время блокады Ленинграда. Ему было за 60, но он не смог оставить свою мастерскую.
Последний заказ — мозаики для московского метро — он выполнил буквально за несколько дней до смерти в 1942 году. Эта мозаика — последняя в его жизни.
Владимир Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде, похоронен в братской могиле на кладбище «Остров Декабристов».