В конце XIX — начале XX века поездки из Санкт-Петербурга и Москвы в Европу стали реальностью. Раньше такое путешествие казалось подвигом, а тогда для определенного круга людей — это было обычным делом.
Появились расписания в газетах, а на вокзалах Варшавский (в Петербурге) и Курский (в Москве) продавали билеты на поезда, которые везли путешественников в самые разные европейские столицы.
Волшебство международных экспрессов
Главную роль в этом играл международный оператор Compagnie Internationale des Wagons-Lits, или коротко CIWL. Это компания организовала поезда-экспрессы высочайшего класса.
Они связывали российские железные дороги с европейской сетью. Пересадки происходили на границе — в Вержболово с российской стороны и Эйдткунен с немецкой.
Там менялся стандарт ширины колеи, поэтому пассажирам приходилось пересаживаться, но все было организовано очень удобно, пишет transportationhistory.org.
Северный экспресс — по пути к роскоши и скорости
Самый знаменитый поезд тех лет — «Nord-Express» или Северный экспресс. В конце XIX века он обещал доставить пассажиров из Петербурга в Париж примерно за 60 часов.
Для того времени это было настоящим прорывом. К 1914 году время пути сократилось почти на 16 часов — поезд добирался до Парижа всего за 44 часа 15 минут, пишет qr.urfu.ru.
Такое расписание было очень точным: уход с Варшавского вокзала в 19:45, прибытие в Берлин на следующий день ближе к 23 часам, а в Париж уже к 16:00 второго дня.
Кроме того, часть вагонов Северного экспресса не ехала в Париж, а шла до бельгийского Остенде. Там пассажиры пересаживались на паром и попадали в Лондон.
Поезд великих князей и Лазурный берег
Еще один знаковый поезд — Wien–Nizza–Cannes-Express. Он ходил с 1896 по 1939 год. Его называли «Поездом великих князей», потому что там ездили высокопоставленные аристократы.
Этот поезд соединял Центральную Европу с Французской Ривьерой, то есть Лазурным берегом, где отдыхали самые богатые.
Из Петербурга дорога занимала несколько суток, но уровень комфорта и престиж поездки были на высшем уровне.
Вена и Берлин — важные европейские ворота
Если смотреть на карту, то главным транспортным коридором из России в Европу была Варшавско-Венская железная дорога.
Она — вторая старейшая в империи — открылась еще в 1840 году и стала ключевой магистралью на южных международных маршрутах.
Вена была важным пунктом для дипломатов, музыкантов, ученых и просто путешественников. Это был главный город Габсбургской империи и своего рода ворота в Центральную Европу.
Берлин же был главным транзитным центром. После пересечения границы Петербург почти сразу связывался с Берлином — за 27–28 часов. Здесь можно было пересесть на поезда в другие города.
Путешествия без компромиссов: комфорт на высоте
Международные поезда того времени сложно сравнить с привычными нам плацкартными или купейными вагонами. Wagons-Lits предлагал совершенно иной уровень комфорта, пишет источник.
Купе были обиты мягкими диванами, интерьер напоминал скорее уютный гостиничный номер, чем поезд. Еще одна изюминка — вагоны-рестораны с изысканной кухней.
Покупая билет в Петербурге, пассажир получал не только маршрут и расписание, но и красочно иллюстрированные путеводители. В них подробно рассказывали о городах, где поезд делал остановки.