За домом № 5 по 4-й линии Васильевского острова спрятан крошечный двор-колодец: всего около двух метров в длину и полутора в ширину. Вход — через арку со стороны Большого проспекта, затем — к самому дальнему левому подъезду.
Такие пространства — прямое следствие петровского распоряжения строить «сплошной фасадой», экономя дорогую петербургскую землю. Узкие колодцы стали типичной частью городской структуры XIX–начала XX века — и немудрено, что вокруг некоторых из них возникли свои легенды.
Как родился городской миф
Согласно распространённой истории, в этом дворе нужно сделать три простых шага:
- войти,
- загадать желание,
- посмотреть вверх на маленькое "окошко" неба.
И если поверить рассказам петербуржцев, желания должны исполниться.
Это — не исторический факт, а популярная городская легенда, в которую охотно играют студенты, туристы и жители Васильевского острова. В Петербурге, где дворы-колодцы всегда вызывали особые чувства — от тревоги до восторга, — появление такой «точки силы» выглядело почти закономерным.
Художник, который жил неподалёку
В начале XX века в этом же доме жил художник Николай Рерих. Прямой связи между его биографией и легендой о "Дворе духов" нет, но соседство усилило интерес публики: для многих сам факт того, что неподалёку жил человек, занимавшийся темами символизма и духовных поисков, стал дополнительным слоем в восприятии места.
Почему двор остаётся важным сегодня
Двор-колодец на 4-й линии — не памятник архитектуры и не музей. Он — часть городской ткани, которая сохранила редкую пространственную интонацию старого Васильевского острова.
А ещё — пример того, как обычное архитектурное решение со временем превращается в носитель смыслов, историй и личных ритуалов.
Может быть, именно поэтому сюда до сих пор приходят люди. Не столько за исполнением желаний — сколько за ощущением, что Петербург умеет хранить маленькие тайны.