1. Сформированный ансамблевый центр
Петербург получил не набор разрозненных красивых зданий, а целостную архитектурно-художественную среду.
Дворцовая площадь, стрелка Васильевского острова, Невский проспект — это законченные ансамбли, где здания, монументы и пространство улиц создают единый художественный образ. Эту цельность, редкую для европейских столиц, город сохранил.
2. Культура публичного искусства
В городское пространство были впервые в России введены светские монументы («Медный всадник»), триумфальные арки, декоративная скульптура в садах и на фасадах.
Искусство вышло из интерьеров дворцов на улицы, стало достоянием горожан и инструментом их эстетического и гражданского воспитания.
3. Профессиональные школы и традиции
Были заложены основы русского академического образования в архитектуре и искусстве через Академию художеств. Сформировались профессиональные династии, строительные и реставрационные практики, без которых поддержание этого наследия было бы невозможно.
4. «Петербургский миф» в камне и красках
Город сам стал величайшим произведением искусства эпохи Просвещения — идеальным, упорядоченным, рациональным.
Этот образ, созданный «тремя знатнейшими искусствами», навсегда закрепился в национальном сознании и культуре, породив бесчисленные отражения в литературе, поэзии и живописи последующих веков.
Петербург XVIII века доказал, что искусство может быть не украшением, а инструментом созидания цивилизации.