Санкт-Петербург — не только город дворцов, каналов и белых ночей, но и обладатель одного из самых необычных метрополитенов в мире.
Открытый в 1955 году, петербургский метрополитен стал неотъемлемой частью городской жизни и настоящей достопримечательностью для миллионов туристов. Вот шесть особенностей, которые особенно удивляют гостей города на Неве
Рекордная глубина заложения: спуск в недра земли
Петербургское метро — самое глубокое в мире по средней глубине станций и тоннелей: около 45 метров. Более 80% станций заложены на глубине 50–65 метров, а отдельные участки под Невой и ее притоками достигают 90–100 метров.
Самая глубокая станция России — «Адмиралтейская» — расположена на 86-метровой глубине.
Из-за этого спуск и подъем на эскалаторах может занимать до 7 минут, а иногда быстрее доехать одну-две остановки наземным транспортом, чем тратить время на эскалаторы.
Уникальный траволатор: подземный эскалатор под Невой
На станции «Спортивная» работает единственный в России подземный траволатор — горизонтальный эскалатор длиной 300 метров, который соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной под Малой Невой. Поездка занимает около 8 минут.
Это инженерное решение облегчает пересадку между районами и является своеобразной городской достопримечательностью. Кроме того, в переходе к станции установлены эскалаторы, что также необычно для российских метрополитенов.
Особенности объявлений: голос и формулировки
В поездах Петербургского метро станции всегда объявляет мужской голос. Следующая остановка и возможная пересадка объявляются сразу после текущей, а не после фразы: «Осторожно, двери закрываются». Вместо привычного: «Платформа справа» здесь говорят: «Выход на правую сторону», что также выделяет петербургское метро среди других городов России.
Двухъярусные станции: верхний и нижний уровни
Станция «Спортивная» уникальна двухъярусной конструкцией: одна платформа — на верхнем уровне, другая — на нижнем. Поезда приходят на разные этажи в зависимости от направления движения.
Такое решение было реализовано с перспективой пересадки на будущую Кольцевую линию. Кроме того, на станции используются деревянные шпалы на гранитной подушке для гашения вибраций.
Станции закрытого типа («горизонтальный лифт»): безопасность и сложность
Петербург — родина станций закрытого типа, где вместо платформы используются двери в проемах центрального зала, синхронизированные с дверями поездов. Первая в мире такая станция — «Парк Победы» — открылась здесь в 1961 году. Всего за 12 лет было построено 10 подобных станций.
Как пишет канал «Уголок урбаниста», несмотря на безопасность и экономию при строительстве, эксплуатация таких станций оказалась сложной, и от них отказались. К современным аналогам можно условно отнести станции «Зенит» и «Беговая».
Шлагбаумы перед эскалаторами: забота о пассажирах
В отличие от других городов, в Петербурге неработающие эскалаторы перекрываются автоматическими шлагбаумами. В Москве, например, их просто ограждают цепочкой или вовсе не ограждают.
На односторонних пересадках между линиями установлены турникеты, не позволяющие пройти в обратную сторону, что также необычно для российских метрополитенов.
Петербургское метро — это не просто транспорт, а настоящий подземный мир со своими особенностями и секретами, которые удивляют даже опытных путешественников.