У входа в Летний сад со стороны Мойки стоит розовая гранитная чаша — одна из самых эффектных и самых незаметных одновременно. Большинство проходит мимо, не догадываясь, что это дипломатический подарок, переживший войны, морозы и громкое разрушение прямо на глазах у города.
Подарок, символизирующий мир
Порфировая ваза — дар шведского короля Карла XIV императору Николаю I. Её сделали на мануфактуре в Эльвдалене как знак добрых отношений после многовековых русско-шведских войн.
Зимой вазу везли по суше 150 миль до порта, затем доставили морем, а в Петербурге собирали уже местные мастера: Николай I отказался от помощи присланных шведов, лишь подарив им драгоценные кольца. 10 сентября 1839 года вазу установили у Карпиева пруда в Летнем саду.
Сложная конструкция и постоянный риск
Ваза состоит из пяти массивных деталей и при этом полая внутри, без сливного отверстия: в центре — металлический шип, скрепляющий камень. Чтобы внутрь не попадала вода, в горловину всегда вставляли деревянную заглушку.
Шанс растрескаться от льда у неё был всегда — в 1965 году сотрудники музея даже разбуривали лёд внутри чаши, чтобы спасти её от давления.
Трещина, которая потрясла Петербург
11 января 2008 года на вазе заметили трещину, а затем откололся большой кусок, упавший на газон. На морозе из разлома торчал лёд — но позднее стало ясно, что причина глубже.
Специалисты сразу предложили несколько версий:
- Вода замёрзла внутри — логичная, но официально позже от неё отказались: заглушка была исправна
- Виновата война — микротрещины появились ещё во время Великой Отечественной войны, когда рядом в Карпиев пруд попадали снаряды. Детали огромной чаши выдерживали десятилетия, но структура камня изменилась.
- "Усталость" материала — гранит не вечен. После 170 лет на морозе напряжения накапливались.
В итоге причиной признали совокупность факторов: старые повреждения + климат + структура камня.
Реставрация и возвращение в сад
После обсуждений решили вернуть вазу на место, а не заменять копией. В работе участвовал шведский эксперт Эллис Эриксон — потомок мастера, делавшего вазу для Карла XIV.
Каменные фрагменты укрепили, склеили и заново отполировали. В 2012 году ваза вновь заняла своё место у Карпиева пруда.
Редкий памятник дипломатии и мастерства
Подобные вазы были символами статуса и технической мощи XIX века, поэтому именно ими монархи обменивались как знаками уважения.
В Петербурге есть ещё две — на Адмиралтейской набережной, тоже изготовленные в Эльвдалене. И все три пережили трещины, морозы и реставрации — но продолжают украшать город, оставаясь свидетельствами редкой дипломатической истории.