Для многих пенсионеров остается загадкой, что такое выплатное дело и где оно хранится.
Однако, это не просто формальность, а комплект документов, на основании которых гражданину устанавливаются и выплачиваются пенсия, дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ.
Что такое выплатное дело?
Выплатное дело — это пенсионная папочка, в которой лежат все бумаги, благодаря которым государство ежемесячно перечисляет деньги на счет гражданам. В нем содержатся подлинники и копии документов, подтверждающих трудовой стаж, заработок, льготы и другие обстоятельства, влияющие на размер пенсии.
Находится это дело в том территориальном органе СФР, который пенсию и выплачивает, обычно это отделение по месту жительства.
Как пишет на своем Дзен-канале Юрист Михаил Яковлев, знание о том, что находится в выплатном деле, может оказаться жизненно важным для защиты пенсионных прав.
Когда и зачем может понадобиться запрос выплатного дела?
Существует несколько ситуаций, когда запрос выплатного дела может быть необходим:
- Переезд: При смене места жительства в пределах России ваше выплатное дело должно «переехать» вслед за гражданином. Пенсию-то теперь будет выплачивать СФР по новому месту жительства. Выплатное дело передается в территориальный орган СФР по новому месту на основании запроса.
- Желание ознакомиться с документами: Самое интересное начинается именно здесь. Логично: если дело личное, то и право посмотреть, что в нем лежит, тоже должно быть. Но на практике территориальные органы СФР частенько отказывают в таких запросах.
«Законом не предусмотрено»: почему СФР отказывает в доступе?
На практике территориальные органы СФР часто отказывают в предоставлении выплатного дела для ознакомления, ссылаясь на то, что законом прямо не установлена обязанность предоставлять пенсионерам их выплатные дела. И формально они правы — прямой нормы, обязывающей СФР показывать пенсионерам их дела, действительно нет.
Однако, есть общий принцип доступа к информации, закрепленный в ч. 2 ст. 8 Закона «Об информации»: «Гражданин имеет право на получение от государственных органов информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».
Именно это положение дает основания для оспаривания отказа СФР в предоставлении доступа к выплатному делу.
Что нужно сделать, чтобы получить доступ к делу?
Шаг | Действия | Необходимые документы и детали | Способы подачи документов | Сроки и особенности процесса |
---|---|---|---|---|
1 | Сбор документов | - Паспорт (или документ, удостоверяющий личность) | — | — |
- Документы представителя (если подает представитель) | ||||
- Документы о новой регистрации (паспорт с отметкой, свидетельство о регистрации и т.п.) | ||||
- Заявление о новом месте фактического проживания (если регистрация и фактическое место не совпадают) | ||||
- Согласие работодателя (если вы работающий пенсионер и хотите, чтобы документы подал работодатель) | ||||
2 | Подача заявления и документов | Заявление с требованием о запросе выплатного дела (можно писать произвольно, указав ФИО, СНИЛС, адрес, дату назначения пенсии) | - Лично в территориальном органе ПФР | В течение дня после приема заявления ТО ПФР по новому месту направляет запрос в старый орган |
- Через представителя | Старый орган в течение 3 рабочих дней пересылает дело по почте и в электронном виде | |||
- Через МФЦ (при наличии соглашения) | Новый орган в течение 2 рабочих дней принимает дело и продлевает выплату пенсии | |||
- По почте | Постановка на учет происходит с 1-го числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета по прежнему месту | |||
- Через портал Госуслуг | ||||
- Через работодателя (для работающих пенсионеров) | ||||
3 | Ожидание результата | Сохранить уведомление о приеме документов в качестве страховки | — | Общий процесс занимает около 6 рабочих дней (1 день на запрос, 3 дня на пересылку, 2 дня на учет) |
Что делать, если отказали в ознакомлении с выплатным делом?
Если отказали в предоставлении выплатного дела для ознакомления, есть несколько вариантов действий:
- Обжаловать решение в вышестоящем органе СФР: Это первый шаг, который может помочь решить проблему без обращения в суд.
- Подать жалобу в суд: Это более радикальный способ, который может потребовать времени и усилий, но позволит защитить свои права.
- Обратиться в прокуратуру: Прокуратура может провести проверку и принять меры в случае нарушения прав.
Гарантий победы нет, но попробовать стоит. Особенно если есть обоснованные сомнения в правильности расчета пенсии или если были обнаружены ошибки в документах.
Советы опытного юриста: как защитить свои пенсионные права
За годы практики, юристы выработали несколько правил, которые помогают в общении с пенсионными органами:
- Все письменно: Никаких устных обращений. Только письменные заявления с отметкой о получении или через официальные каналы. Устные просьбы — это потраченное впустую время.
- Знать сроки: Чиновники обожают тянуть время в надежде, что люди забудут или устанут. Следует контролировать сроки и требовать их соблюдения.
- Не надо бояться суда: Да, судиться — это долго и хлопотно. Но иногда это единственный способ добиться справедливости. Особенно если речь идет о значительных суммах.
- Изучить матчасть: Чем больше люди знают о своих правах, тем сложнее их обмануть.
В заключение стоит отметить, что знание своих прав и умение их отстаивать — залог успешной защиты своих пенсионных выплат.