Петербургские арт-галереи нынче продают произведения местных мастеров по ценам, сопоставимым с редкими иномарками.
Крайний пример — «Портрет жены» Георгия Нисского, оцененный почти в 7 млн рублей. Для сравнения, редкая юбилейная Toyota Land Cruiser 70 Series стоит порядка 6,8 млн.
Оценивая работу, галереи опираются не только на имя художника, но и на историю произведения, состояние и тренды рынка.
Впрочем, доля проданных лотов упала с 41% до 33% — слишком много предложений, и не все находят своих покупателей.
«Ценность работы — это не просто известность автора. Важна и история картины, ее провенанс, и насколько редка она на рынке. Когда мало предложений, цена естественно растет», — говорит коллекционер Надежда Юнацкая в беседе с "Деловой Петербург".
Сегодня художники стараются сохранять баланс между массовым и премиальным сегментом — рынок сменил статус эксклюзива на более разношерстный.
Инвестиции и эмоции: кто покупает и почему
Несмотря на растущий ассортимент и появление новых авторов (+14% авторов на аукционах), внутрироссийский арт-рынок переживает поляризацию.
Высокий ценовой сегмент держится на крупных именах и инвестиционных мотивах, в то время как массовый потребитель больше ориентируется на доступность и эстетическое удовольствие.
Средняя цена лота на внутреннем рынке снизилась до $4,6 тыс., отражая интерес к средней и нижней ценовой нише.
«Рынок становится открытым не только для избранных. Появились ярмарки, галереи и выставки, где можно выбрать качественную работу, не разорившись при этом», — отмечают эксперты.
Многие начинающие коллекционеры черпают вдохновение и учатся у кураторов, развивая глаз и понимание искусства.
Петербург как арена для живописи и скульптуры
Примерно 50 галерей города — это арена для дебютов и развития молодых и зрелых художников.
В трети из них удалось выявить лоты из верхнего ценового сегмента с работами до 7 млн рублей.
Среди лидеров — Георгий Нисский, Александр Цикаришвили, Вильгений Мельников и Денис Патракеев.
Скульптура и новые технологии, такие как Art-XR, уже занимают прочные позиции не только в эстетике, но и в цене.
«Цена складывается из затрат на материалы, времени и уникальности автора. Например, художник Пушницкий попал в международный каталог, и это сразу повысило стоимость его полотен на 60%. Удача — когда покупатель понимает перспективы роста», — объясняет куратор Лиза Савина.
Уроки рынка и советы коллекционерам
Несмотря на привлекательность арта как инвестиции, рынок остается непрозрачным для многих.
Отсутствие полной информации о сделках пугает новых игроков. Это заставляет ориентироваться на проверенных галеристов и экспертов.
«Следует смотреть не только на известных, но и на перспективных художников — Виталия Простова, Алана Хатагты, Ксению Заварзову. Их работы часто стабильно дорожают», — советует Екатерина Дубровская из Beriozka Gallery.
Коллекционер Дарья Ковалевская добавляет:
«Для начинающих рекомендую присмотреться к Нике Клецки, Николаю Рындину и Ольге Шумовой. В их творчестве много потенциала для роста».
Художественный рынок Петербурга — ценовые сегменты и тренды 2025 года
Показатель | Данные и описание | Комментарии и цитаты |
---|---|---|
Число галерей в Петербурге | Около 50 | Основные площадки развития и продаж — первичный арт-рынок |
Верхний ценовой сегмент (ценовые лоты) | Работы до 7 млн рублей («Портрет жены» — 7 млн) | «Ценность зависит от истории, коллекций и редкости», — Надежда Юнацкая |
Доля проданных лотов | Снизилась с 41% до 33% | Из-за перенасыщения рынка |
Средняя цена проданного лота | Около $4,6 тыс. (-42%) | Рост интереса к средним и нижним сегментам |
Рост числа авторов на аукционах | +14% | Расширение спектра художников, оживление «второго ряда» |
Стоимость крупных аукционных сделок за 1-е полугодие | Легко превышает $1 млн, но таких немного | Фокус на проверенных и известных авторах |
Рекомендованные художники | Пушницкий, Керим Рагимов, Кирилл Чёлушкин, Пётр Швецов, Виталий Простов и др. | Советы кураторов и галеристов по инвестициям и коллекционированию |
Технологии и новые форматы | Включение скульптуры Art-XR, новые медиа | Экспериментальный арт занимает место в топ-сегменте |
Петербургский арт-рынок 2025 года демонстрирует важный сдвиг: цена искусства достигает уровня элитных автомобилей, но при этом становится более доступной и разнообразной.
Коллекционеры разделяются на инвесторов с акцентом на проверенные имена и более широкую аудиторию, стремящуюся к эстетике и развитию вкуса.
Хотя непрозрачность рынка остается вызовом, грамотный подход и помощь профессионалов позволяют уверенно двигаться в мир отечественного искусства — где сегодня можно купить картину, сравнимую по цене с редким внедорожником.