В Санкт-Петербурге, в архивах истории, порой обнаруживаются удивительные артефакты, способные рассказать нам о жизни города сто лет назад. Одним из таких сокровищ стал дореволюционный трамвайный билет, обнаруженный сотрудниками Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга в ходе подготовки выставки.
Находка в архиве: трамвайный билет между чертежами
Как рассказала архивист 1-й категории Анастасия Хохлова, много лет назад этот билетик затерялся в бумагах Петроградского окружного суда — между листами «Альбома типовых и исполнительных чертежей Вологодско-Вятской железной дороги».
Неожиданная находка в архиве — словно привет из прошлого, позволяющий прикоснуться к повседневной жизни петербуржцев начала XX века.
Время выпуска: середина 1916-го — середина 1917 года
Хотя сохранился он не полностью, удалось установить точное время его выпуска: середина 1916-го — середина 1917 года. Дело в том, что на нем указано, что он «действителен для проезда по всему маршруту», а до июня 1916 года действовала «позонная» система оплаты проезда.
Именно надпись на билете позволила установить его возраст и узнать больше об особенностях трамвайного движения того времени.
«Позонная» система: разноцветные билеты и станции
Раньше маршрут делился на участки, они не пересекались между собой, и билет для каждого участка был своего цвета — желтого, красного или зеленого. Поначалу, после запуска в сентябре 1907 года трамвайного движения, стоимость тарифного участка составляла 6 копеек в первом классе и 4 копейки во втором, но эта практика продолжалась буквально несколько месяцев.
В марте 1908 года Городская дума отменила деление мест в вагонах трамвая на два класса и ввела единую плату — 5 копеек за тарифный участок.
Разноцветные билеты и станции — это была целая система, позволявшая пассажирам оплачивать проезд в зависимости от дальности поездки.
«Желтым билетам станция!»: воспоминания Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминал, что кондуктор, продававший билеты, должен был четко знать границы всех зон, и когда трамвай подъезжал к границе тарифного участка, громко выкрикивал на весь салон: «Желтым билетам станция!». Или, соответственно, зеленым или красным. Конечно, вряд ли он мог помнить, сколько кому и каких билетов он продал, поэтому ему приходилось полагаться на честность и порядочность пассажиров.
Воспоминания Дмитрия Лихачева оживляют картины прошлого, позволяя нам представить атмосферу трамваев начала XX века и услышать голос кондуктора, объявляющего станции.
Правила проезда: размельчить деньги и не разговаривать с водителем
Кстати, в правилах, составленных городской исполнительной комиссией «по заведыванию и переустройству городских железных дорог» в 1908 году, содержалась просьба «не затруднять кондуктора разменом крупных денег».
Также обращалось внимание: при продаже билета кондуктор должен был надорвать его на глазах пассажира. Последним было адресовано предупреждение:
«Заранее надорванных билетов не принимать, как бывших уже в обращении».
Как пишут «Санкт-Петербургские ведомости», каждый пассажир имел право бесплатно провозить с собой ребенка до пяти лет «на руках провожатых». Пассажирам запрещалось разговаривать с вагоновожатым, а открывать окна в вагоне можно было только с той стороны, «с которой не дует ветер».
Трамвайные правила начала XX века кажутся сегодня наивными и забавными, но они отражали дух времени и заботу о комфорте пассажиров.
Единый тариф: отмена зонирования и рост цен
В июне 1916 года оплату по тарифным участкам отменили, введя общую плату за проезд, которая зависела от времени суток: днем — 10 копеек, вечером — 20 копеек. При этом, согласно правилам, движение начиналось в 7.30 (в праздничные дни — в 8.00) и завершалось в 23.00.
С июня 1917 года единый тариф составил 15 копеек, а с середины октября, незадолго до известных революционных событий, он вырос еще на пять копеек.
Отмена «позонной» системы и введение единого тарифа упростили оплату проезда, но рост цен в предреволюционные годы отразил экономическую нестабильность в стране.
История в одном билете
Этот трамвайный билет — не просто кусочек бумаги, а свидетель истории, рассказывающий о жизни Петербурга сто лет назад. Он помогает представить, как выглядели трамваи, как проходила оплата проезда, и какие правила существовали для пассажиров.
Эта находка — еще одно напоминание о том, что история окружает повсюду, и даже самый обыденный предмет может стать ценным источником знаний о прошлом.