Казанский собор — один из главных символов Петербурга. Могучий, величественный, с грандиозной колоннадой, обнимающей площадь.
И все же, всматриваясь в него, многие испытывают странное чувство: что-то здесь не так.
Колоннада кажется асимметричной, купол — непропорционально маленьким, а сам собор будто бы повернут к Невскому проспекту боком.
Эти “недостатки” — не ошибка великого архитектора Андрея Воронихина.
Наоборот, это следы титанической борьбы, которую он вел с главным врагом любого петербургского зодчего: с православными канонами, суровыми градостроительными реалиями и нехваткой средств.
Императорский замысел: “русский Рим” на Невском
История собора началась с амбициозной мечты императора Павла I.
Очарованный Римом, он захотел видеть в своей столице аналог главного католического храма мира — собора Святого Петра. Задачей было построить нечто столь же грандиозное.
Конкурс выиграл молодой и дерзкий архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графов Строгановых. Перед ним стояла, казалось бы, невыполнимая задача.
Три неразрешимые проблемы Воронихина
Архитектору пришлось решать три сложнейших ребуса, каждый из которых мог погубить проект.
1. Проблема №1. Канон против Проспекта
Это был главный конфликт.
-
Православный канон: алтарь православного храма должен быть строго обращен на восток. Следовательно, главный вход должен находиться с запада.
-
Градостроительная реальность: Участок под собор был вытянут вдоль Невского проспекта, который идет с запада на восток.
Получался тупик: если делать главный вход с Невского проспекта (с северной стороны), то алтарь “уедет” на юг, нарушая канон. Если делать все по канону, то главный, парадный фасад окажется сбоку, в узком проезде, а к Невскому проспекту собор будет повернут боковой стеной.
2. Проблема №2. Масштаб и окружение
Собор Святого Петра в Риме стоит на огромной, открытой площади, которая позволяет оценить его гигантский масштаб и симметрию.
-
У Воронихина такой площади не было. Он был зажат в тесных рамках Невского проспекта. Полноценная, симметричная колоннада, как у Бернини в Риме, здесь бы просто не поместилась и выглядела бы нелепо.
-
Купол, соразмерный римскому, визуально “раздавил” бы всю окружающую застройку. Он должен был быть меньше, чтобы гармонично вписаться в панораму проспекта.
3. Проблема №3. Асимметрия поневоле
В первоначальном проекте Воронихина колоннада была симметричной.
Точно такая же дуга должна была быть построена и с южной стороны, со стороны канала Грибоедова.
- Почему ее нет? Причин несколько: смерть Павла I, колоссальная стоимость проекта и, главное, начавшаяся в 1812 году война с Наполеоном. Империи стало не до второй колоннады. Асимметрия, которую мы видим сегодня, — это результат заморозки грандиозного, но слишком дорогого проекта.
Гениальное решение: фасад-ширма
Столкнувшись с этими проблемами, Воронихин принял гениальное решение, которое и определило уникальный облик собора.
-
Он сохранил канон: главный вход в собор, как и положено, находится с запада, а алтарь — на востоке.
-
Он создал иллюзию: чтобы собор не стоял к главной улице города “боком”, Воронихин построил знаменитую северную колоннаду. Она выполняет роль грандиозной декоративной ширмы или театральной декорации. Она не ведет к главному входу, а создает парадную площадь и парадный “фасад”, обращенный к Невскому. Это триумф градостроительной мысли: не нарушив правил, создать нужное впечатление.
-
Он вписал собор в среду: уменьшенный купол и единственная колоннада оказались идеально соразмерны Невскому проспекту. Они создают мощную доминанту, но не подавляют ее.
Воспринимаемый “недостаток” | Реальная причина |
---|---|
Собор повернут к Невскому боком | Соблюдение православного канона (алтарь на восток). |
Колоннада асимметрична | Отказ от строительства второй, южной колоннады из-за дороговизны и войны 1812 года. |
Купол кажется маленьким | Необходимость вписать здание в масштаб Невского проспекта, а не копировать Рим. |
Таким образом, “неправильные” пропорции Казанского собора — это не недостаток, а его главная особенность и свидетельство гения архитектора.
Это не неудачная копия римского прототипа, а уникальное, самобытное и абсолютно петербургское произведение, рожденное на стыке имперских амбиций, церковных догм и сурового прагматизма.