Самое популярное, но в корне неверное объяснение этому явлению — налог на окна.
Этот налог действительно существовал в XVIII-XIX веках в Англии, Франции и некоторых других странах Европы, где владельцы домов платили в казну в зависимости от количества окон.
Это приводило к тому, что старые окна массово закладывали кирпичом.
Однако в Российской империи такого общенационального налога, который бы массово влиял на архитектуру, не было.
Причины петербургской “оконной асимметрии” лежат в другой плоскости.
Причина №1: фасад — зеркало планировки
Главный секрет разных окон кроется во внутренней планировке доходного дома. Квартира в XIX веке была четко разделена на две части: парадную и хозяйственную.
-
Парадные комнаты (гостиная, зал, столовая, кабинет хозяина): это была “витрина” семьи. Здесь принимали гостей, демонстрировали достаток и статус. Эти комнаты всегда выходили на главную, уличную сторону дома. Им полагались самые большие, высокие и красивые окна, чтобы обеспечить максимум света и подчеркнуть значимость помещения.
-
Жилые и хозяйственные помещения (спальни, детские, ванные, комнаты прислуги, кухни): эти комнаты считались приватной или служебной зоной. Они часто выходили в тихий двор-колодец. Окна здесь были меньше, проще и скромнее. Маленькое окно в спальне создавало уют и сохраняло тепло, а в кухне или ванной большое окно было просто не нужно и невыгодно.
Таким образом, глядя на фасад, можно было безошибочно “прочитать” планировку квартиры: где у жильцов был зал для приемов, а где — спальня или кухня.
Причина №2: свет для “черной лестницы”
Почти в каждом доходном доме было две лестницы: парадная и “черная”.
-
Парадная лестница была широкой, с коваными перилами и большими окнами на площадках.
-
Черная лестница, предназначенная для прислуги, курьеров и выноса мусора, была узкой и утилитарной. Но и ей требовалось освещение. Для этого в стене прорубали ряд маленьких, одинаковых окошек, идущих друг над другом по всей высоте здания. Этот вертикальный ряд скромных окон — верный признак того, что за стеной скрывается та самая “черная лестница”.
Причина №3: мода на асимметрию и экономия
-
Архитектурный стиль: в эпоху модерна (конец XIX — начало XX века) симметрия перестала быть обязательным правилом. Архитекторы полюбили асимметричные композиции, эркеры (выступающие части фасада), балконы и окна разных форм — прямоугольные, овальные, арочные. Разные окна на одном фасаде стали модным художественным приемом.
-
Экономия застройщика: владелец доходного дома был бизнесменом. Каждое большое окно — это затраты на стекло, сложную раму и работу. Если можно было сэкономить, поставив в подсобном помещении окно поменьше и попроще, он так и делал.
Как “прочитать” дом по его окнам?
Тип помещения | Размер и форма окна | Причина |
---|---|---|
Гостиная, зал, столовая | Большое, высокое, часто арочное или с декором. | Статус, максимум света для приемов, красивый вид на улицу. |
Спальня, детская | Среднего размера, стандартной формы. | Уют, сохранение тела, приватность. |
Кухня, ванная, кладовая | Маленькое, часто квадратное, выходит во двор. | Утилитарность, вентиляция, экономия. |
Черная лестница | Ряд маленьких, одинаковых окон друг над другом. | Минимально необходимое освещение, экономия. |
Фасад в стиле модерн | Окна самых разных форм и размеров на одном этаже. | Художественный замысел архитектора, мода на асимметрию. |
Так что разные окна — это не хаос, а сложный архитектурный язык.
В следующий раз, гуляя по городу, присмотритесь к ним, и старые стены расскажут вам удивительные истории о жизни, быте и нравах людей, которые жили здесь сто лет назад.