Открытие ВУЗов для «чистой публики» (то есть не только для аристократии) стало культурным прорывом.
Оно знаменовало переход от культуры как привилегии избранных к культуре как общественному благу, доступному любому образованному горожанину.
Библиотека и музей как «университеты для всех»
Публичная библиотека на Невском, задуманная Екатериной II, при директоре Алексее Оленине превратилась в уникальное явление. Это было не просто хранилище книг, а интеллектуальный клуб.
Здесь работали и консультировали читателей такие гиганты, как баснописец Иван Крылов (просидевший за своим столом десятилетия) и поэт Николай Гнедич, переводчик «Илиады».
Сюда приходили чиновники, писатели, студенты, чтобы читать новейшие европейские журналы, научные труды, русские книги.
Это был демократичный очаг знаний, где статус посетителя определялся не титулом, а интересом.
Новый Эрмитаж, открытый в 1851 году в специально построенном здании, сделал императорскую коллекцию мирового искусства публичным музеем. Теперь любой опрятно одетый горожанин мог увидеть античные статуи и картины Рафаэля.
Изменение культурной политики
Этот шаг был продуманным. Государство (в лице Николая I, лично интересовавшегося средневековым оружием и пополнявшего коллекции) понимало, что просвещенное население — основа стабильности.
Доступ к великому искусству и знаниям должен был воспитывать лояльных, патриотичных подданных с широким кругозором. Это была «просветительская диктатура»: вам открывают мир красоты и знаний, но в обмен ждут лояльности и признания величия империи, которая это предоставляет.
Формирование новой публики
Появление таких мест создавало спрос.
Рождался слой людей, для которых посещение музея и библиотеки стало потребностью, частью образа жизни.
Книжная лавка Смирдина на Невском, продававшая произведения русских авторов по доступным ценам, и знаменитые «Смирдинские обеды» для литераторов работали на ту же аудиторию.
Так формировалась городская интеллигентская среда, которая уже не могла существовать без регулярного интеллектуального «питания».
Пройдите сегодня по залам Нового Эрмитажа, вглядитесь в старые читальные залы Публички. Вы находитесь в пространствах, где в середине XIX века совершался тихий переворот: рождался массовый, демократичный потребитель культуры, и Петербург из города дворцов превращался еще и в город музеев и библиотек.