Чиновники Калининского района поставили угрозу срыва девять тендеров КГЗ на дошкольное питание

Чиновники Калининского района поставили угрозу срыва девять тендеров КГЗ на дошкольное питание
Чиновники Калининского района поставили угрозу срыва девять тендеров КГЗ на дошкольное питание
Legion-Media

На минувшей неделе, 12 октября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти опубликовал решение по судебному иску городского Комитета по государственному заказу к Управлению Федеральной антимонопольной службы. Причиной судебного разбирательства стал тендер на организацию питания в трех детских садах Калининского района в 2020-2022 годах, от участия в котором члены комиссии попытались отстранить некоторых участников.

Суд встал на сторону антимонопольщиков и признал действия комиссии КГЗ необоснованными.

Теперь итоги спорного тендера будут аннулированы. Аналогичная участь может настигнуть еще несколько аналогичных торгов. В долгосрочной перспективе итоги суда могут лечь в основу дела о возможном картельном сговоре между чиновниками и комбинатами соцпита, тем более что подобные прецеденты в Петербурге уже случались.

Удивился даже суд

В августе 2020 года Комитет по государственным закупкам Правительства Санкт-Петербурга объявил о проведении торгов за контракты на организацию питания в детских садах Калининского района. Общая стартовая стоимость контрактов составила немногим менее 800 миллионов рублей.

Начальная цена вызвавшего разбирательства в суде тендера составила 74,5 миллиона рублей. Заявки на участие подали три комбината – «Альфа-Провиант», «Артис-Детское питание» и «Комбинат социального питания Красносельского района». Единогласно к участию было допущено лишь предприятие «Альфа-Провиант», против других выступили двое из шести членов госкомиссии, в том числе ее председатель Татьяна Морозкова.

Как следует из протокола подведения итогов, основания для отказа «Артис-Детское питание» и «КСП Красносельского района» были идентичные.

«Основание-п. 1 ч. 3 ст. 54.5 44-ФЗ (Не предоставление информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации), так как некоторые технологические карты не соответствуют приложенному меню», - указано в протоколе.

Хотя основания, предъявленные двумя членами комиссии, были схожи, по неизвестной причине отстранен был только комбинат «КСП Красносельского района», а «Артис-Детское питание» допустили к торгам. Там не менее, на этапе оценке нестоимостных критериев «Артис-Детское питание» по всем позициям получила 0 баллов из 40 возможных. Полноценно была рассмотрена только заявка предприятия «Альфа-Провиант» - ее оценили в 26 баллов. В результате именно эта компания была объявлена победителем, хотя «Артис-Детское питание» предложил цену ниже.

Учитывая тот факт, что присуждение 0 баллов заявке «Артис-Детское питание» комиссией обосновано не было, комбинат обжаловал итоги торгов в УФАС. Антимонопольное ведомство, изучив протоколы подведения итогов торгов, признала действия комиссии неправомочными и вынесло предписание аннулировать итоги тендера и оценить заявки комбинатов повторно.

Комитет по госзаказу с решением УФАС не согласился и обратился в суд. Как уже указывалось, Арбитражный суд Петербурга встал на сторону антимонопольного ведомства, но в свою очередь отметил и другие нюансы. Было акцентировано внимание на действиях двух членов комиссии, которые высказались против участия «Артис-Детское питание» и «КСП Красносельского района».

«Оценив содержание протокола в указанной части, суд соглашается с Управлением, что подобную формулировку нельзя признать надлежащим обоснованием решения членов комиссии, поскольку она не позволяет установить причины отказа (какие именно технологические карты не соответствуют меню и в чем конкретно несоответствие). Довод Комитета о том, что решения двух членов комиссии не повлияли на общий результат и заявка Общества допущена к участию в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, суд признает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не опровергает наличие неясностей в протоколе и ненадлежащего обоснования решений отдельных членов комиссии», - указано в решении суда.

Что особенно важно, решение суда по спорам вокруг этого тендера может привести к отмене результатов остальных восьми. Они проводились при том же составе комиссии и почти по идентичной схеме. Победителями тендеров объявляли комбинаты «Альфа-Провиант» и «Серна», и только к ним у всех членов комиссии не возникало вопросов. Зато их конкурентов от торгов намеревались отстранить двое членов комиссии по тем же самым основаниям, в правомочности которых усомнился суд.

Ни на одни из 9 торгов «Альфа-Провиант» и «Серна» совместно не заявлялись. Ранее СМИ неоднократно сообщали о возможном картельном сговоре этих предприятий. Оба комбината на протяжении уже нескольких лет делят между собой рынок детского социального питания Калининского и Выборгского районов. Что более важно, пресса указывала и на возможную связь предприятий с районными чиновниками. Например, владелица «Серны» Наталия Сорокина владеет кафе и рестораном прямо в зданиях администраций Калининского и Выборгского районов. При это чиновники Калининского района семь лет игнорировали тот факт, что за аренду помещений для ресторана Сорокина не платила. А в настоящее время УФАС проверяет Администрацию Выборгского района на предмет картельных сговоров с комбинатами «Серна» и «Кавалер».

Можно вывезти чиновника из района, но не район из чиновнтика

Итоги прошедшего суда дают новые основания предполагать возможный сговор между комбинатами «Альфа-Провиант», «Серна», и чиновниками Калининского района. Для этого достаточно обратить внимание на тех самых двух членов комиссии, которые на всех девяти тендерах дружно голосовали против допуска конкурентов к торгам.

Первый - это председатель комиссии Татьяна Морозкова. Хотя торги проводил Комитет по госзакупкам, к нему отношения чиновница имеет весьма посредственное. В соответствии с новыми правилами, разработанными Управлением социального питания Правительства Санкт-Петербурга для повышения прозрачности и эффективности госзакупок в сфере соцпитания, контракты были объединены в девять укрупненных тендеров, стартовая стоимость каждого из них превышала 40 миллионов рублей. Если ранее контракты дробились на малые тендеры и проводились силами районных администраций Петербурга, то укрупненные тендеры, в соответствии с российским законодательством, проходили уже под контролем городского Комитета по госзакупкам.

Комиссии для проведения укрупненных тендеров формируются смешенные – одна часть членов набирается из КГЗ, а другая - из районных администраций. Морозкова относится к последним, она занимает должность первого заместителя главы Администрации Калининского района. Среди прочего, она отвечает за сферу образования и социального питания. До того, как тендеры на школьное питание начали переходить в ведение КГЗ, Морозкова возглавляла районные комиссии по проведению торгов в этой сфере. А сами торги проходили по знакомой схеме – конкуренты «Альфа-Провианта» отстранялись от участия под различными предлогами.

Второй член комиссии, который поддерживал все решения Морозковой – это Надежда Сафронова, завхоз детского сада №1 Калининского района. По сути, Сафронова является подчиненной Морозковой, что объясняет их идентичные решения во время проведения тендеров.

При этом остальные члены комиссии, проводившей укрупненные тендеры в августе 2020 года, являются членами Комитета по государственному заказу (КГЗ). Они положительно оценивали заявки всех заявлявшихся на торги комбинатов и к их действиям ни у УФАС, ни у суда претензий не возникло. Но, судя по всему, Морозкова игнорировала их голоса и принимала решения самостоятельно, иначе сложно объяснить, по какой причине при 4 «за» и 2 «против» предприятия не допускались к торгам.

Конфликт между представителями КГЗ и чиновникам районной администрации очевиден. При этом действия первых нареканий не вызывают, а на необоснованность решений вторых и неясность их мотивов внимание обратил даже суд. Показательно, что именно для борьбы с подобными ситуациями УСП Петербурга и инициировало передачу тендеров от районных администраций к городскому Комитету по госзакупкам. Но, как показал прошедший суд, даже в составе городских комиссии районные чиновники пытаются действовать старыми методами, что наглядно продемонстрировал конфликт УФАС и КГЗ вокруг девяти тендеров для детских садов Калининского района.

Мы направили запросы в надзорные органы Петербурга с просьбой проверить и дать оценку действиям Морозковой и Сафроновой, которые могли намеренно снимать с торгов конкурентов предприятий «Альфа-Провиант» и «Серна». Не исключено, что в перспективе это приведёт к новому делу о картельном сговоре.

Автор:
Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью