Суд встал на сторону антимонопольщиков и признал действия комиссии КГЗ необоснованными.
Теперь итоги спорного тендера будут аннулированы. Аналогичная участь может настигнуть еще несколько аналогичных торгов. В долгосрочной перспективе итоги суда могут лечь в основу дела о возможном картельном сговоре между чиновниками и комбинатами соцпита, тем более что подобные прецеденты в Петербурге уже случались.
Удивился даже суд
В августе 2020 года Комитет по государственным закупкам Правительства Санкт-Петербурга объявил о проведении торгов за контракты на организацию питания в детских садах Калининского района. Общая стартовая стоимость контрактов составила немногим менее 800 миллионов рублей.
Начальная цена вызвавшего разбирательства в суде тендера составила 74,5 миллиона рублей. Заявки на участие подали три комбината – «Альфа-Провиант», «Артис-Детское питание» и «Комбинат социального питания Красносельского района». Единогласно к участию было допущено лишь предприятие «Альфа-Провиант», против других выступили двое из шести членов госкомиссии, в том числе ее председатель Татьяна Морозкова.
Как следует из протокола подведения итогов, основания для отказа «Артис-Детское питание» и «КСП Красносельского района» были идентичные.
«Основание-п. 1 ч. 3 ст. 54.5 44-ФЗ (Не предоставление информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации), так как некоторые технологические карты не соответствуют приложенному меню», - указано в протоколе.
Хотя основания, предъявленные двумя членами комиссии, были схожи, по неизвестной причине отстранен был только комбинат «КСП Красносельского района», а «Артис-Детское питание» допустили к торгам. Там не менее, на этапе оценке нестоимостных критериев «Артис-Детское питание» по всем позициям получила 0 баллов из 40 возможных. Полноценно была рассмотрена только заявка предприятия «Альфа-Провиант» - ее оценили в 26 баллов. В результате именно эта компания была объявлена победителем, хотя «Артис-Детское питание» предложил цену ниже.
Учитывая тот факт, что присуждение 0 баллов заявке «Артис-Детское питание» комиссией обосновано не было, комбинат обжаловал итоги торгов в УФАС. Антимонопольное ведомство, изучив протоколы подведения итогов торгов, признала действия комиссии неправомочными и вынесло предписание аннулировать итоги тендера и оценить заявки комбинатов повторно.
Комитет по госзаказу с решением УФАС не согласился и обратился в суд. Как уже указывалось, Арбитражный суд Петербурга встал на сторону антимонопольного ведомства, но в свою очередь отметил и другие нюансы. Было акцентировано внимание на действиях двух членов комиссии, которые высказались против участия «Артис-Детское питание» и «КСП Красносельского района».
«Оценив содержание протокола в указанной части, суд соглашается с Управлением, что подобную формулировку нельзя признать надлежащим обоснованием решения членов комиссии, поскольку она не позволяет установить причины отказа (какие именно технологические карты не соответствуют меню и в чем конкретно несоответствие). Довод Комитета о том, что решения двух членов комиссии не повлияли на общий результат и заявка Общества допущена к участию в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, суд признает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не опровергает наличие неясностей в протоколе и ненадлежащего обоснования решений отдельных членов комиссии», - указано в решении суда.
Что особенно важно, решение суда по спорам вокруг этого тендера может привести к отмене результатов остальных восьми. Они проводились при том же составе комиссии и почти по идентичной схеме. Победителями тендеров объявляли комбинаты «Альфа-Провиант» и «Серна», и только к ним у всех членов комиссии не возникало вопросов. Зато их конкурентов от торгов намеревались отстранить двое членов комиссии по тем же самым основаниям, в правомочности которых усомнился суд.
Ни на одни из 9 торгов «Альфа-Провиант» и «Серна» совместно не заявлялись. Ранее СМИ неоднократно сообщали о возможном картельном сговоре этих предприятий. Оба комбината на протяжении уже нескольких лет делят между собой рынок детского социального питания Калининского и Выборгского районов. Что более важно, пресса указывала и на возможную связь предприятий с районными чиновниками. Например, владелица «Серны» Наталия Сорокина владеет кафе и рестораном прямо в зданиях администраций Калининского и Выборгского районов. При это чиновники Калининского района семь лет игнорировали тот факт, что за аренду помещений для ресторана Сорокина не платила. А в настоящее время УФАС проверяет Администрацию Выборгского района на предмет картельных сговоров с комбинатами «Серна» и «Кавалер».
Можно вывезти чиновника из района, но не район из чиновнтика
Итоги прошедшего суда дают новые основания предполагать возможный сговор между комбинатами «Альфа-Провиант», «Серна», и чиновниками Калининского района. Для этого достаточно обратить внимание на тех самых двух членов комиссии, которые на всех девяти тендерах дружно голосовали против допуска конкурентов к торгам.
Первый - это председатель комиссии Татьяна Морозкова. Хотя торги проводил Комитет по госзакупкам, к нему отношения чиновница имеет весьма посредственное. В соответствии с новыми правилами, разработанными Управлением социального питания Правительства Санкт-Петербурга для повышения прозрачности и эффективности госзакупок в сфере соцпитания, контракты были объединены в девять укрупненных тендеров, стартовая стоимость каждого из них превышала 40 миллионов рублей. Если ранее контракты дробились на малые тендеры и проводились силами районных администраций Петербурга, то укрупненные тендеры, в соответствии с российским законодательством, проходили уже под контролем городского Комитета по госзакупкам.
Комиссии для проведения укрупненных тендеров формируются смешенные – одна часть членов набирается из КГЗ, а другая - из районных администраций. Морозкова относится к последним, она занимает должность первого заместителя главы Администрации Калининского района. Среди прочего, она отвечает за сферу образования и социального питания. До того, как тендеры на школьное питание начали переходить в ведение КГЗ, Морозкова возглавляла районные комиссии по проведению торгов в этой сфере. А сами торги проходили по знакомой схеме – конкуренты «Альфа-Провианта» отстранялись от участия под различными предлогами.
Второй член комиссии, который поддерживал все решения Морозковой – это Надежда Сафронова, завхоз детского сада №1 Калининского района. По сути, Сафронова является подчиненной Морозковой, что объясняет их идентичные решения во время проведения тендеров.
При этом остальные члены комиссии, проводившей укрупненные тендеры в августе 2020 года, являются членами Комитета по государственному заказу (КГЗ). Они положительно оценивали заявки всех заявлявшихся на торги комбинатов и к их действиям ни у УФАС, ни у суда претензий не возникло. Но, судя по всему, Морозкова игнорировала их голоса и принимала решения самостоятельно, иначе сложно объяснить, по какой причине при 4 «за» и 2 «против» предприятия не допускались к торгам.
Конфликт между представителями КГЗ и чиновникам районной администрации очевиден. При этом действия первых нареканий не вызывают, а на необоснованность решений вторых и неясность их мотивов внимание обратил даже суд. Показательно, что именно для борьбы с подобными ситуациями УСП Петербурга и инициировало передачу тендеров от районных администраций к городскому Комитету по госзакупкам. Но, как показал прошедший суд, даже в составе городских комиссии районные чиновники пытаются действовать старыми методами, что наглядно продемонстрировал конфликт УФАС и КГЗ вокруг девяти тендеров для детских садов Калининского района.
Мы направили запросы в надзорные органы Петербурга с просьбой проверить и дать оценку действиям Морозковой и Сафроновой, которые могли намеренно снимать с торгов конкурентов предприятий «Альфа-Провиант» и «Серна». Не исключено, что в перспективе это приведёт к новому делу о картельном сговоре.