По факту именно бизнес будет оплачивать все «хотелки» губернатора Беглова еще долгие годы, даже если завтра внезапно поменяется градоначальник.
Закупка дизельных автобусов для «Пассажиравтотранса» подается как достижение администрации Петербурга в целом и губернатора Александра Беглова в частности. В пресс-службе Смольного сообщили о том, что благодаря удачно заключенному контракту городской автотранспортное предприятие закупит аж на 13 автобусов больше, чем запланировано – 63 вместо 50 за 1,7 млрд рублей. Как отмечает «Деловой Петербург», скорее всего речь идет либо о российских ЛиАЗах или Volgabus, либо о белорусских МАЗах. Таким образом «Пассажиравтотранс» будет постепенно заменять подвижной состав экологического класса «Евро-5».
Помимо дизельных автобусов «Пассажиравтотранс» постепенно закупает и работающие на газу автобусы. Только газ этот компримированный, а не сжиженный, на который обязывают перейти все остальные предприятия под предлогом того, что он вроде как экологичнее и дешевле. На самом же деле автобусы, работающие на сжиженном газу намного дороже и, как показывает практика использования их в Петербурге, слишком часто самовозгораются. Настолько часто, что об этому уже даже успел высказаться президент Белоруссии (то есть страны-производителя автобусов) Александр Лукашенко.
Фактически все вышеперечисленное означает, что для городского предприятия «Пассажиравтотранса» никакой транспортной реформы или, как ее называют чиновники «Новой модели транспортного обслуживания» (НМТО) не существует – она касается лишь коммерсантов. Причем об этом даже в пресс-службе самого предприятия говорят довольно прямо:
«Закупка подвижного состава на природном газе являлась одним из условий новой модели транспортного обслуживания для коммерческих перевозчиков. “Пассажиравтотранс” ежегодно закупает автобусы как на классическом дизельном топливе, так и на альтернативном по утверждённому плану», - цитирует представителей «ПАТ» «Деловой Петербург».
В данном случае Смольный попросту закрывает глаза и на экологию и на комфорт пассажиров и на якобы дорогостоящее топливо – дизель и КПГ. Все эти блага навязывают исключительно предпринимателям, которые продолжают перевозить пассажиров по новым, утвержденным Александром Бегловым правилам.
При этом подвижной состав коммерческие перевозчики закупают самостоятельно, а также обслуживают его также за свой счет. Автобус на СПГ стоит дороже дизельного в среднем на 40%, при этом государственными субсидиями перекрываются только 20% от этой цены. Мало того, в 2022 году Минпромторг опубликовал проект документа, по которому предлагается существенно уменьшить государственные субсидии для производителей техники, а позднее бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщал о том, что в Минфине принимают решение об отмене субсидий и на закупку СПГ-автобусов в регионах. А именно на этой программе субсидий и была простроена вся финансовая модель так называемой НМТО.
Помимо самих автобусов, как уже сказано выше, их надо обслуживать и где-то заправлять. Во многочисленных отчетах Смольного рассказывается о том, что в Петербурге достаточно заправочных станций для техники, работающей на газомоторном топливе, однако почти нигде не уточняется, что АЗС эти для автобусов, работающих на компримированном газе, а не сжиженном. Автобусы на КПГ есть у «Пассажиравтотранса», но нет у коммерческих перевозчиков, которые обслуживают абсолютное большинство городских маршрутов. Кроме того, гаражи перевозчикам под технику на СПГ пришлось переоборудовать – как сообщили нам знающие люди, из старого оборудования остались только мойки для автобусов.
Не последнее место занимает и так называемая «дешевизна топлива». Как сообщали «Петербург Ньюз», на одном баке среднестатистический петербургский автобус не сможет проработать и одной смены – ему нужно будет где-то дозаправляться – то есть расход бака больше, чем дизельного топлива. 1 бак – 300-350 литров сжиженного газа, один литр сегодня стоит 34 рубля, а до конца года может подняться и до всех 40. При этом чиновники, рассчитывая компенсацию для перевозчиков и сам тариф исходят из стоимости топлива на момент подписания контрактов – 28 рублей за 1 литр.
Получается, что если такими темпами будут расти издержки коммерческих перевозчиков, то уже завтра они смогут оказаться на грани банкротства, что означает возврат автобусов лизинговым компаниям и уход с улиц Санкт-Петербурга. Просто программа НМТО, по которой все коммерческие перевозчики начали работать с 1 апреля 2022 года рассчитана на долгие годы, бизнес-модель также построена с учетом окружающих реалий и цен, а окружающая реальность меняется довольно стремительно.
К слову, и у действующего губернатора Александра Беглова полномочия истекают уже в 2024 году и если его не перевыберут, а у нового градоначальника окажется «новый взгляд на новую модель», рухнуть может все в один момент. В такой форс-мажорной ситуации в городе останется только один «Пассажиравтотранс», который сегодня перевозит лишь треть всех пассажиров Петербурга.