Санкт-Петербург, город, окутанный мифами и легендами, хранит в своих стенах не только великие произведения искусства, но и истории, связанные с исчезнувшими сокровищами.
Екатерининский дворец сегодня радует посетителей отреставрированной копией Янтарной комнаты — восьмого чуда света, чья трагическая судьба остается одной из самых загадочных страниц истории.
Однако чтобы понять всю ценность и масштаб этого шедевра, необходимо заглянуть и в Калининград, где расположен единственный в России Музей янтаря — хранитель тех самых солнечных камней, из которых когда-то была создана утраченная комната.
Рождение и потеря “солнечного кабинета”
История Янтарной комнаты началась в XVII-XVIII веках, когда немецкие архитекторы Андреас Шлютер и Готфрид Вольфрам создали для прусского короля Фридриха I уникальный интерьер из янтарных панелей.
Проект, изначально названный “Янтарным кабинетом”, столкнулся с трудностями: высокой стоимостью и изменениями в планах короля.
Несмотря на все сложности, работа была завершена, но вскоре панели начали отслаиваться, и Шлютера постигла участь изгнанника.
Судьба кабинета круто изменилась в 1716 году, когда император Петр I, посетивший Пруссию, был впечатлен творением мастеров. Прусский король Фридрих Вильгельм I, сын Фридриха I, подарил российскому царю всю отделку Янтарного кабинета.
В обмен на это Петр I отдал роту русских гренадеров. Так “солнечный кабинет” начал своё путешествие в Санкт-Петербург.
Однако весной 1941 года, во время оккупации Ленинграда, Янтарная комната пропала. Ценнейшие панели были демонтированы, упакованы и вывезены в Кёнигсберг. Там, в одном из городских дворцов-музеев, их вновь собрали.
В 1945 году, перед наступлением советских войск, немцы разобрали интерьер и вывезли его в неизвестном направлении. Замок был разрушен, а шедевр исчез на долгие 52 года.
“Сам замок был разрушен бомбардировкой и сгорел”, — гласит летопись тех трагических событий.
Фрагменты прошлого: находки и возвращения
Лишь спустя десятилетия начали появляться фрагменты утраченного сокровища. Первый элемент — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание» — был обнаружен на сером рынке в Бремене.
По словам посредника в сделке, отца таинственного покупателя, артефакт был спрятан во время артобстрела в 1941 году.
“Часть груза была уничтожена, а солдат спрятал мозаику и позже переправил её в Германию”, — рассказывал он.
Вторым найденным элементом стал комод, изготовленный берлинскими мастерами в 1711 году, украшенный янтарными изразцами. Оба артефакта, благодаря усилиям музейщиков, были изъяты из теневого оборота и возвращены в Россию 29 апреля 2000 года.
Это стало возможным благодаря сотрудничеству Минкульта РФ и немецкого концерна «Рургаз», которые совместно финансировали реставрацию.
Возрождение шедевра: подвиг мастеров
Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято в 1979 году. Процесс, начавшийся в 1983 году, потребовал кропотливых поисков мастеров, их подготовки и изучения всех доступных материалов.
К маю 2003 года, к 300-летию Санкт-Петербурга, работы были завершены. Эксперты оценили качество реставрации как “отличное”.
31 мая 2003 года обновленная Янтарная комната, занимающая площадь 100 квадратных метров, была открыта для посетителей, став символом возрождения и стойкости.
Музей янтаря: калининградский хранитель солнечного камня
Связь между петербургской Янтарной комнатой и калининградским Музеем янтаря, как выясняется, глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Музей, расположенный в исторической башне XIX века, построенной в качестве части городских укреплений, является уникальным центром, посвящённым этому самоцвету.
“Янтарь — это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, росших более 40 миллионов лет назад”, — объясняют экспозицию.
Коллекция музея разделена на естественно-научный и культурно-исторический разделы. Здесь можно увидеть образцы янтаря с инклюзами — останками животных и растений, попавших в смолу миллионы лет назад, включая знаменитый “камень солнца” весом более 4 килограммов.
Эти находки бесценны для науки, помогая “узнать о древнем мире и климате”.
В культурно-исторической части представлены ювелирные изделия и предметы быта из янтаря, артефакты из археологических раскопок, связанные с торговлей с Римской империей.
Особый интерес представляют работы европейских мастеров XVII века, переданные из Оружейной палаты Московского Кремля, а также копии старинных янтарных предметов и фрагменты Янтарной комнаты.
Общий источник вдохновения: калининградский янтарь
В чём же заключается ключевая связь между двумя этими сокровищами? Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, на которое приходится 95% мировых запасов янтаря.
Большинство экспонатов Музея янтаря выполнены именно из этого уникального материала.
Более того, мозаика из янтаря «Русь», хранящаяся в калининградском музее, была создана художником Александром Журавлёвым.
Под его руководством работали 40 мастеров-реконструкторов, участвовавших в восстановлении Янтарной комнаты в Екатерининском дворце.
Таким образом, калининградский Музей янтаря — это не просто собрание красивых камней, но и прямой наследник и хранитель той самой традиции, которая позволила возродить утраченное чудо света.