В 1797 году архитектор Винченцо Бренна решил устроить в Павловском парке особое место — круглую площадку, от которой лучами расходились двенадцать аллей. Они были густо высажены акациями и дубами, чьи кроны образовывали природный зал под открытым небом.
Место назвали просто — "Двенадцать дорожек".
Идея пришлась по душе императору Павлу I, который предложил дополнить площадку статуями античных богов, богинь и всех девяти муз.
Мраморный парад
Статуи создавались в Петербургской Академии художеств по моделям скульптора Фёдора Гордеева — мастера, чьи работы до сих пор украшают фасады Зимнего дворца.
Короткое лето — и все фигуры были готовы. Белые боги встали вдоль аллей, превращая уголок парка в античный Олимп.
Под землёй — целый пантеон
Во время Великой Отечественной войны Павловск сильно пострадал. Чтобы спасти мраморных муз от бомб, сотрудники музея приняли отчаянное решение — закопать их прямо в землю.
Статуи спрятали настолько глубоко, что после освобождения города найти их сразу не удалось. Только спустя время, сверяясь со старинными планами, реставраторы раскопали скульптуры и вернули их на место.
Возвращение муз
Сегодня аллеи снова уходят от круглой площадки во все стороны, а боги и музы стоят на своих пьедесталах, как и два века назад. Кажется, что они по-прежнему охраняют парк — и помнят тех, кто спас их, зарыв в землю, чтобы однажды вернуть свету.