В истории Санкт-Петербурга немало памятных дат, которые оставили неизгладимый след в его архитектуре, культуре и общественной жизни. Одним из таких дней является 26 июня.
1712: Рождение флагмана российского флота
В 1712 году был спущен на воду первый 54-пушечный линейный корабль «Полтава», который заложили на Адмиралтействе.
Корабль предназначался для Балтийского флота и был построен по чертежам Петра I при участии мастера Федосея Скляева. Кстати, царь лично принимал участие и в строительстве «Полтавы».
Этот корабль иностранные кораблестроители признали лучшим в мире в своем классе.
1765: Просвещение и процветание
В 1765 году Екатерина II основала Императорское Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства.
Императрица определила два основных принципа деятельности нового общества. Во-первых, оно должно было быть «императорским» (то есть державным), а во-вторых «вольным», то есть обеспечивать непредвзятый и объективный подход.
В знак того, что устав и программа ВОЭ ее устраивает полностью, Екатерина позволила использовать в символе общества свой герб и девиз: «Пчелы, в улей мед приносящие» с надписью: «полезное».
В уставе общества особо было отмечено:
«Нет удобнейшего средства к приращению во всяком государстве народного благосостояния как стараться приводить экономию в лучшее состояние, показывая надлежащие способы, каким образом натуральные произращения с вящею пользою употребляемы и прежние недостатки поправляемы быть могут».
В разные годы членами общества были великие умы России, в том числе Менделеев, Толстой, Державин, Крузенштерн, Столыпин, Радищев, Витте и многие другие.
В наше время возрождение общества пришлось на восьмидесятые годы прошлого века, а в 1992 году обществу было возвращено историческое название.
1831: Холерный бунт
В 1831 году в этот день до Санкт-Петербурга дошла эпидемия холеры, которая в России началась двумя годами ранее в Оренбургской и Астраханской губерниях.
Только за первые полмесяца в столице заболели более трех тысяч человек, а полторы тысячи умерли.
Один из жителей Петербурга по фамилии Бенкендорф, заболевший холерой в те дни, написал:
«На каждом шагу встречались траурные одежды и слышались рыдания. Духота в воздухе стояла нестерпимая. Небо было накалено как бы на далеком юге, и ни одно облачко не застилало его синевы. Трава поблекла от страшной засухи — везде горели леса и трескалась земля».
Как пишет телеканал «Санкт-Петербург», всего в городе заболело 4700 человек. Болезнь отступила к концу августа.
Кстати, если подойти к памятнику Николаю I на Исаакиевской площади с западной стороны, то можно увидеть запечатленные на постаменте события того времени надпись: «Николай I на Сенной площади во время холерного бунта 1831 года».
1909: Символ прогресса
В 1909 году через Неву началось строительство трехпролетного арочного моста Петра Великого, одно время носящего имя Большеохтинский.
В конкурсе на строительство моста приняли участие архитекторы из семи стран, но победил проект, не принимавший участие в борьбе за объект, инженера Г.Г. Кривошеина и архитектора В.П. Апышкова. Девиз проекта звучал «Свобода судоходству».
26 июня 1909 года мост был заложен. Это день вошел в историю еще и потому, что тогда отмечалась двухсотлетняя годовщина Полтавской битвы
8 ноября 1911 года мост Петра Великого был открыт для движения транспорта и пешеходов.
Городская легенда гласит, что во время строительства моста одна из заклепок переправы была изготовлена из золота, но до сих пор ее никто не нашел.
26 июня — день, когда в истории Санкт-Петербурга переплелись радость и печаль, триумфы и трагедии.