Последние новости
Теги
Категории

Имперская история в бронзе: триумфальные символы Петербурга XIX века

Имперская история в бронзе: триумфальные символы Петербурга XIX века
Имперская история в бронзе: триумфальные символы Петербурга XIX века
Городовой ру

Памятники победам в Петербурге той эпохи — это не мемориалы в привычном нам смысле.

Памятники следует воспринимать, как сложные идеологические машины, работающие с символами.

Их задача — вписать недавние военные триумфы России в вечный, вневременной контекст мировой истории, возведя империю в ранг наследницы Рима.

Античный код как язык величия

Архитекторы и скульпторы сознательно использовали узнаваемый язык античной традиции:

  • триумфальные арки,
  • колонны,
  • колесницы Победы (Ники),
  • лавровые венки.

Это был международный язык власти, понятный любой европейской элите.

Александровская колонна — прямая отсылка к колонне Траяна в Риме и Вандомской в Париже.

Но здесь был важный нюанс: ангел на вершине (лицом, как считали, похожий на Александра I) попирал змея — символ побеждённого Наполеона. Античная форма наполнялась конкретным российским содержанием.

Создание сакральной географии

Расположение памятников было ключевым.

Нарвские ворота встречали гвардейцев, возвращавшихся из Заграничного похода, — они ставили точку в истории войны 1812 года.

Московские ворота на въезде в город со стороны Москвы (отсюда и название) отмечали победу в другой войне — русско-турецкой 1828-29 гг.

Они формировали «триумфальные ворота» в столицу.

Арка Главного штаба и Александровская колонна в самом сердце, на Дворцовой площади, возводили частную победу над конкретным врагом в ранг вечной, абсолютной победы Империи как таковой.

Прогулка от Московского вокзала по Лиговскому проспекту к Обводному каналу, где стоят ворота, — это буквальное «вхождение» в город-победитель.

Национальный миф в бронзе и чугуне

При этом памятники не были слепым копированием.

На барельефах Александровской колонны изображались не мифические герои, а русские воины в антикизированных, но узнаваемых мундирах и кольчугах.

Чугун, из которого сделаны Московские ворота — материал современный, промышленный, символ мощи отечественной индустрии.

Получался синтез: мы такие же великие, как древние римляне, но наша сила — в современной армии и заводском производстве.

Эти памятники учили горожан и гостей столицы новой истории: Россия — не периферия Европы, а её новый центр, новый Рим, чьи победы столь же масштабны и вечны. Они превращали центр Петербурга в постоянный, незавершаемый парад Победы.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью