В 1960–1980-е годы, когда массово строились панельные дома, жители сталкивались с рядом недостатков: тонкие стены, плохая звукоизоляция и холод в угловых комнатах. И решение этих проблем нашли в коврах.
“Настенный ковер был самым доступным способом исправить сразу несколько проблем одним движением”, — объясняет историк быта каналу GadgetPage.
Он создавал дополнительный воздушный зазор, уменьшая теплопотери и риск сырости, гасил эхо и частично приглушал звуки соседей.
Ковер также визуально «собирал» пустую комнату, добавляя ей теплый текстильный фон.
“Ковер на стене — значит, в комнате теплее и тише”, — закрепилось в народном сознании.
Символ достатка и рациональности
Как пишет kulturologia, качественный шерстяной ковер был дорогим и дефицитным товаром, на который копили месяцами.
Ковры «доставали» по распределению или покупали по случаю.
Стоимость одного могла сравниться с ценой телевизора, что делало размещение на полу, где он быстро изнашивался, нерациональным. Стена же обеспечивала сохранность вещи и служила «парадным» местом.
Ковер становился «портретом семьи», знаком достатка и «правильного» хозяйствования.
«Молдавские розы» и тщательный выбор
Чаще всего в квартирах появлялись фабричные ковры с растительными или геометрическими узорами, выполненные в бордовых, терракотовых или оливковых тонах.
Характерные «молдавские розы» стали устойчивым клише благодаря развитой традиции ковроткачества в Молдавской ССР.
Покупка ковра была тщательно спланирована. Считали плотность ворса, трогали подложку, сверяли оттенки с мебелью.
Выбор был обусловлен не только эстетикой, но и долговечностью — натуральная шерсть сохраняла свой вид десятилетиями, а на стене ковер почти не изнашивался.
“Повесить на стену было не позой, а стратегией сбережения”, — пишут в комментариях люди.